Тема школьной травли и буллинга в современном информационном пространстве преследует родителей повсеместно. Об этом пишут статьи, проводят исследования, снимают фильмы и сериалы. В СМИ негативных последствий буллинга освещено немало, что дополнительно будоражит современного родителя. Что же такое буллинг и как действительно понять, находится ли Ваш ребенок в ситуации школьной травли?
Травля – не новая проблема, кроме того, данное социальное явление присуще не только детским коллективам, но и взрослым, однако первые крупные исследования возникли лишь в 70-ых гг. XX века в Норвегии. В нашей стране массово буллинг стали исследовать не так давно, хотя ещё в 2006 году известный сексолог и психолог И. Кон писал о такой разновидности буллинга как хейзинг (один из примеров хейзинга – дедовщина).
Несмотря на то, что сама социальная проблема травли существует давно (возможно спартанские слабые и некрасивые мальчики были бы жертвами не только жесткого отбора, но и травли), надо признать, что наука исследует данную проблему лишь около полувека. До сих пор существуют некоторые пробелы, которые заполняются исследователями России и Зарубежья. При этом в ряде зарубежных стран уже существуют национальные программы по профилактике и предотвращению буллинга. В нашей же стране основным вектором работы, кроме исследовательского, остаётся проблема информирования и распознавания буллинга.
Буллингом или школьной травлей принято обозначать намеренные повторяющиеся агрессивные действия. Они могут наносить физический и психологический вред жертве, обычно инициируются одним человеком или группой, при этом силы жертвы и инициатора буллинга неравны изначально, жертва часто не может сама за себя постоять. Конфликт двух одноклассников, которые то мирятся, то ссорятся навряд ли можно отнести к категории буллинга. Однако, если Вы замечаете, что кто-то из окружения Вашего ребенка (или он сам) откровенно выделяется, по поведению, внешнему виду или какому-либо другому признаку, то будьте внимательны – подобный ребенок может попасть в категорию жертв.
Итак, основными характеристиками буллинга являются:
- неравенство сил между жертвой и обидчиком;
- повторяемость;
- переживание жертвой чувства беспомощности;
- активная поддержка, подразумеваемое одобрение или безразличие со стороны других участников ситуации.
Схема, которую мы нарисовали, не вместит в себя различные сценарии каждого из этих видов буллинга, однако если упрощать, то можно получить следующее:
Рис.1 Виды школьной травли
Однако если расписывать традиционные сценарии, то получится, что для социального буллинга будут характерны такие сценарии как бойкотирования, распространение сплетен и слухов о жертве, отказ от совместной работы, перешептывания за спиной и другие действия, направленные на отчуждение ребенка от коллектива. Случаи физического буллинга включают в себя: акты физической агрессии, причинение вреда не только самому человеку, но и его вещам, угрозы о нанесении вреда, преследования. Вербальный буллинг – самый распространенный вид буллинга по исследованиям лаборатории профилактики асоциального поведения Института Образования НИУ ВШЭ. Для него характерное использование грубых слов и жестов, придумывание жертве буллинга кличек и создание неловких ситуаций, с целью высмеять внешний вид. «Молодым» видом травли является кибербуллинг, который сильно отличается от остальных тем, что у инициатора травли есть возможность оставаться анонимным, а количество «зрителей» (свидетелей травли) значительно больше. При кибербуллинге инициатор использует социальные сети и Интернет в целом для размещение оскорбительных постов, комментариев, также фото и видео жертвы могут быть размещены без ее разрешения. Травля может возникать на почве различий (половых, этнических, религиозных и др.).
Как распознать, что мой ребенок попал в ситуацию травли?
Следующие признаки можно расценивать как показатели вовлеченности ребенка в ситуации травли: •Ребенок испытывает тревогу, говоря о дороге в школу или из школы, просит родителей водить или забирать его / ее из школы (в случае обучения в средней или старшей школе), меняет маршруты от школы до дома; •У ребенка отсутствует желание ходить в школу, он отказывается от участия во внеклассной активности, прогуливает школу;•Ухудшается успеваемость, у ребенка наблюдается потеря концентрации и энтузиазма, интереса к школе; •Ребенок часто болеет, жалуется на частые головные боли, боли в животе;•Можно увидеть необъяснимые изменения в настроении или поведении, которые могут быть особенно заметны, после продолжительных школьных каникул; •У ребенка наблюдаются видимые признаки тревоги или беспокойства, например, заикание, ночные кошмары, трудности со сном, немотивированный плач, потеря аппетита, рвота и пр.; •Ребенок может начать давать спонтанные комментарии, не относящиеся к ситуации;•Вы замечаете, что личные вещи повреждены или постоянно пропадают; •Ребенок часто (постоянно) просит деньги; •Вы замечаете необъяснимые синяки или порезы, поврежденную или грязную одежду; •Ребенок не желает/отказывается говорить о своих проблемах, о том, что его беспокоит.
Следующие признаки можно расценивать как показатели вовлеченности ребенка в ситуации травли:
- Ребенок испытывает тревогу, говоря о дороге в школу или из школы, просит родителей водить или забирать его / ее из школы (в случае обучения в средней или старшей школе), меняет маршруты от школы до дома;
- У ребенка отсутствует желание ходить в школу, он отказывается от участия во внеклассной активности, прогуливает школу;
- Ухудшается успеваемость, у ребенка наблюдается потеря концентрации и энтузиазма, интереса к школе;
- Ребенок часто болеет, жалуется на частые головные боли, боли в животе;
- Можно увидеть необъяснимые изменения в настроении или поведении, которые могут быть особенно заметны, после продолжительных школьных каникул;
- У ребенка наблюдаются видимые признаки тревоги или беспокойства, например, заикание, ночные кошмары, трудности со сном, немотивированный плач, потеря аппетита, рвота и пр.;
- Ребенок может начать давать спонтанные комментарии, не относящиеся к ситуации;
- Вы замечаете, что личные вещи повреждены или постоянно пропадают;
- Ребенок часто (постоянно) просит деньги;
- Вы замечаете необъяснимые синяки или порезы, поврежденную или грязную одежду;
- Ребенок не желает/отказывается говорить о своих проблемах, о том, что его беспокоит.
Однозначного мнения нигде не найти. Во многом развитию буллинга в школьных коллективах способствует и семейное воспитание, и то, какой климат сложился в образовательном учреждении. Важной особенностью буллинга является вовлеченность всех участники коллектива. Существуют различные способы распознать в своем ребенке жертву или инициатора травли, однако даже, если Ваш ребенок лишь наблюдает за подобной ситуацией, он все равно участвует в буллинге, правда в роли свидетеля и в не меньшей степени несут ответственность за происходящее. Причин для возникновения самой ситуации травли множество, но самое главное, следует помнить, что взрослые порой непреднамеренно провоцируют буллинг.