Назад к списку

Как разговаривать с ребенком, если Вы узнали, что он участвует в школьной травле

Дети проводят в школе очень много времени, и помимо освоения предметов школьной программы, там с ними происходят не менее важные вещи: они осваивают и совершенствуют навыки общения друг с другом, со сверстниками, с детьми старше и младше себя. Социализация, нахождение новых друзей – вот причины, по которым многие родители отдают предпочтение традиционной школьной системе, а не домашнему обучению. 


К сожалению, социализация, о важности которой говорят и психологи, и педагоги, и другие специалисты, не всегда проходит гладко. Иногда ребенку трудно найти друзей, порой возникают конфликты. Но есть явление, стоящее немного особняком от разных проявлений агрессии в детском коллективе. Это – школьная травля, или буллинг, намеренные повторяющиеся нападения с целью причинить вред (физический, психологический и т.д.) со стороны более «сильных» учеников по отношению к тем, кому себя защитить сложно. Несмотря на то, что впервые тема была поднята для широкого общественного обсуждения еще в фильме Р. Быкова «Чучело» в 1983 году, особенно активно родители стали обсуждать ее в последние пару лет, особенно – в социальных сетях. Преимущественно там пишут мамы детей, которые стали жертвами травли, обсуждают, какие стратегии взаимодействия со школой они использовали, как добивались справедливости и возмездия. 

Но травля в школьном коллективе опасна именно тем, что имеет плохие последствия не только для того, кто стал ее жертвой. Многочисленные исследования показывают, что риски психологического неблагополучия, проблем с законом, злоупотребления наркотиками выше именно у тех, кто в школе были организаторами травли, ее инициаторами. Таким детям, а также их семьям нужна помощь не меньше, чем жертвам травли и их близким. Эту небольшую заметку мы написали, в первую очередь, для них.

Первая задача, которая встает перед родителем: узнать о том, что его ребенок вовлечен в ситуацию травли в роли агрессора, зачинщика, инициатора. Мы не случайно выделяем это в отдельный пункт: согласно нашим исследованиям, о том, что ребенок стал жертвой травли, больше половины родителей узнают от него самого. В случае же, если ребенок является зачинщиком нападений на другого, маловероятно, что он расскажет об этом маме или папе.

Итак, по каким же признакам можно предположить, что Ваш ребенок стал агрессором в школьном коллективе по отношению к кому-то более слабому? 1.У ребенка есть определенные проблемы с поведением. Здесь речь идет не вообще о любых дисциплинарных трудностях, а о таких проявлениях, как высокая импульсивность, раздражительность, а также непереносимость ребенком ситуаций, когда ему быстро не удается достичь желаемой цели. Также больше шансов стать школьным агрессором у детей, у которых есть некоторые проблемы с эмпатией – им сложно понять, какие чувства может испытывать дугой человек (в частности, в ответ на их же действия), сложно сочувствовать и сопереживать. 

2.Ребенок постоянно получает замечения в школе, связанные с его поведением: часто участвует в драках, проявляет агрессию по отношению к другим ученикам. Велики шансы, что инициирование травли по отношению к кому-то в классе, или активная поддержка тех, кто травит – также входят в круг его проблем. 

3.Для Вашего ребенка очень важно всегда оставаться популярным среди сверстников. Не секрет, что для подростка признание другими – важнейшая часть формирования самооценки, но иногда девушки и юноши становятся просто одержимы популярностью. Сейчас это часто сопряжено с одобрением в соц. сетях, выражающемся в большом количестве подписчиков, «лайков», которые собирает профиль ребенка. В случаях, если он или она постоянно говорит об этом, и невероятно расстраивается, если по какой-то причине популярность снижается, это должно быть для родителя знаком, чтобы обратить внимание. Зависящие от популярности дети часто нападают на тех, кто может угрожать их популярности (или, как им кажется, угрожать), исключать этого ученика из общения, распускать о нем слухи и т.д. Популярность всегда связана с постоянным страхом ее потери и определенной неуверенностью в себе, буллинг часто является способом поддержания своего статуса в коллективе. 

4.Друзья Вашего ребенка часто ведут себя агрессивно, плохо отзываются о других учениках, обсуждают различные способы досадить им. Если ребенок общается с инициаторами травли, его шансы вовлечься в буллинг в той же роли повышаются. 

5.Дома, в Вашей семье, присутствуют грубость, жестокость (как словесная, так и физическая) в отношениях близких людей. Исследования показывают, что среди детей, которые стали агрессорами в школе, жестокость дома встречалась в 4 раза чаще, чем среди тех, кто не были инициаторами травли. Важно помнить, что жестокость – это совсем не обязательно побои и драки. Ситуации, в которых кто-то из родителей систематически повышает голос на младшего ребенка, а старший при этом в школе начинает травить кого-то из одноклассников – вовсе не редкость.

Как вести себя родителю, если он узнал, что его ребенок травит кого-то в школе? 

  • Чётко назовите то, что происходит: «То, что ты делаешь — это насилие». Часто дети не осознают, что происходит, для них всё может выглядеть безобидной игрой или проявлением личной неприязни. Они не видят ситуацию системно. Важно также то, что агрессор почти никогда не задумывается о том, как на самом деле чувствует себя жертва, и насколько его действия сильно ее задевают. Буллинг - способ заработать статус в коллективе, страдания жертвы - «побочный продукт».
  • Попросите поставить себя на место жертвы, описывая конкретные действия: «Вот представь, ты приходишь в класс, никто с тобой не здоровается, а только хихикают между собой, глядя на тебя. Твои вещи как бы случайно роняют на пол. На перемене тебя толкают и запирают в туалете, а потом прячут твой портфель, выбросив в мусорную корзину всё его содержимое».
  • Обозначьте отношение к происходящему: «Это серьёзная проблема, причём не только твоя, а всей группы (класса, компании). Есть проблемы, болезни, которыми болеют не люди, а коллективы. Так у вас и произошло. Нужно срочно принимать меры, вам нужна помощь».
  • Можно посмотреть вместе фильм о травле («Чучело», «Повелитель мух»). Посочувствуйте переживаниям ребёнка, который представил себя жертвой. Покажите пример того, как с этим обходиться — «да, это было бы тяжело».
  • Поддержите Вашего ребенка в намерении измениться. Хвалите его за соблюдение установленных школьных правил поведения, Скажите, что Вы будете помогать ему изменить его поведение – продумайте план мероприятий, способствующих позитивным изменениям.
  • Позитивно проводите с Вашим ребенком время. 
  • Контролируйте 
Помогайте развивать социальные навыки (дружбы, взаимопомощи, ответственного поведения).  

Ребенок особенно остро нуждается в вашей поддержке на этапе изменения. И очень важно быть для него примером для подражания. Важно помнить, что, будучи родителями, мы учим наших детей как преднамеренно (через то, что мы им говорим, советы, которые мы даем, уроки, которые мы преподаем, ценности, которые мы пытаемся привить и так далее), так и непреднамеренно - предоставляя им моделью в качестве образца поведения (психологи называют этот процесс обучения «социальным обучением»). Следовательно, взгляды ребенка и стратегии борьбы с агрессией будут в определенной степени зависеть от того, что ребенок наблюдал дома и в других коллективах, например, в школе. Поэтому очень важно учитывать то, чему ребенок может научиться у вас как у родителя с точки зрения анализа ваших собственных способов справиться с гневом и конфликтами в семье. 

Вопросы для самоанализа родителя: 

1. Как я реагирую, когда я злюсь, раздражен или расстроен? 

2. Как моя реакция на гнев, раздражение или расстройство влияет на других людей? В частности, как они влияют на моих детей / ребенка?

3. Как реагируют дети на мое раздражение или злость? Где они могли видеть модель такого поведения?

4. Какие ценности и отношение к агрессии, преследованиям и насилию имеют мои дети и как эти отношения выражаются в их поведении?


© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф