Назад к списку

Как выявить, что в классе присутствует травля между учениками? Как вести себя, если Вы стали свидетелем травли?

Травля в классе – одна из проблем, с которой, пожалуй, никто из учителей не хотел бы сталкиваться в своей работе как можно дольше. 


Однако, как показывают наши исследования, как минимум половина преподавателей не реже, чем несколько раз в год сталкиваются с разными вариантами травли, которая возникает между учениками. Часто эти ситуации приводят педагогов в замешательство. Интуитивно понятно, что вмешательство взрослого требуется, но не всегда ясно, как правильно это сделать, так, чтобы не ухудшить ситуацию, не обострить отношения с родителями и администрацией школы и т.д.

Этой заметкой мы начинаем серию публикаций, которые, как мы надеемся, помогут учителям грамотно выявлять травлю и максимально эффективно реагировать на нее. Для начала поговорим о том, как по поведению (а иногда и внешнему виду ребенка) можно сделать предположение о том, что он вовлечен в ситуацию буллинга. В нижеприведенной таблице перечислены основные характеристики тех детей, которые травят других и тех, кто становится их жертвами. Отметим, что жертвы, в свою очередь, могут отличаться провоцирующим поведением, то есть сами словно «подначивать» агрессоров. На всякий случай, подчеркнем, что и в этом случае жертва нуждается в поддержке и помощи, как, впрочем, и обидчик, просто в ходе работы с ситуацией нужно будет отдельное внимание обратить на то, чтобы провоцирующее поведение было прекращено. 

Учителя иногда замечают травлю сами, иногда узнают о ней от других детей или коллег по школе. Иногда ситуация складывается таким образом, что педагог сталкивается с травлей, которая происходит здесь и сейчас, у него на глазах. Как правильно вести себя в такой ситуации? Представим себе следующую ситуацию: Вы идете на перемене по школьному коридору и видите, что происходит какая-то возня у входа в женский туалет. Подойдя ближе, Вы видите, что двое мальчишек держат дверь с наружной стороны, а изнутри кто-то отчаянно пытается выбраться наружу. Рядом собралась небольшая компания учеников, наблюдающих происходящее. Ваше приближение замечают, дверь резко отпускают, и из туалета выскакивает наружу ученик, которого там насильно удерживали. У него красное лицо, всклокоченные волосы, дрожат руки и он почти плачет (или даже плачет). Из туалета следом выбегают несколько девочек, которые ругаются на него за то, что он столько времени провел в женском туалете. Одна из них сильно толкает его в спину. 

Какими были бы Ваши первые действия в подобной ситуации? Практика показывает, что почти всегда взрослый в первую очередь обращает внимание на хулиганов, зачинщиков. Их ругают, призывают к порядку, объясняют, что так делать нельзя, порой спрашивают о том, что было бы, если бы это их заперли в туалете. Несмотря на кажущуюся логичность такой модели поведения учителя, она не является оптимальной. Дело в том, что когда мы ругаем агрессора, мы, тем не менее, обращаем на него внимание, и внимание всех участников ситуации продолжает быть прикованным к нему. А это, как мы помним, и есть основная цель агрессора. Жертва же остается часто вообще без внимания взрослого (если нет физических повреждений или урона имуществу). Таким образом, хотя выговор или наказание агрессор получил, сама по ситуация осталась нерешенной и, скорее всего, будет повторяться. 

Что же нужно сделать? 

•Обратить, в первую очередь, внимание на жертву. Если Вы не знаете лично пострадавшего ребенка, обратиться к нему, спросить, как его зовут, нужна ли ему какая-то помощь, на какой урок он сейчас идет. Если помощь нужна, можно подключить кого-то из свидетелей к ее оказанию (дать воды, носовой платок, помочь собрать выпавшие из рюкзака вещи и т.д.).

•Когда Вы, взрослый, обращаете внимание на жертву, тем самым вы переключаете внимание свидетелей с действий агрессора на состояние жертвы, и «усиливаете» ее позицию.

•Внимание к жертве не означает отсутствия последствий для агрессора, но они не являются в данном случае ключевым моментом воздействия. О том, как именно может происходить работа с булли, будет подробнее рассказано ниже.

•Если реакции взрослых на травлю в школе строятся примерно по такому сценарию из раза в раз, постепенно, начинает меняться отношение к буллингу у большинства учеников. Постепенно те, кто изначально поддерживали травлю, перемещаются в группу нейтральных или «против травли»Что такое правильная реакция учителя (да и вообще любого взрослого) на травлю?

•Быстрая реакция - чем меньше времени пройдет с момент, когда вы узнали о травле до того, как вы начинаете действовать, тем больше шансов на успех•Обязательное включение семей участников инцидента на ранней стадии.

•Категорическое !нет! - сарказму- агрессии- манипуляциям.

•унижению со стороны старших по отношению к любому из участников ситуации.  

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф