Назад к списку

Потребность в автономии у подростков

Потребность в автономии — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.


Одной из важнейших задач, которые необходимо решить в переходном возрасте, является задача достижения подростком некоторой автономии, независимости от родителей. Быть взрослым — значит самостоятельно мыслить, самостоятельно принимать, решения, научиться саморегуляции и самоконтролю. Эти задачи невозможно решить до тех нор, пока человек полностью зависит от кого-то, пока он находится под неусыпным контролем и опекой родителей, учителей или других взрослых. Поэтому подростку так важно, чтобы мир взрослых помог обрести ему эту самостоятельность и независимость, иначе ему придется завоевывать их самому, и в этом случае конфликты неизбежны. Однако понятие независимости не означает полное отчуждение подростка от родителей или других значимых для него взрослых. Вместо того чтобы говорить о бунте и болезненном отделении подростков от семьи, многие психологи теперь предпочитают описывать этот период как время, когда родители и подростки договариваются о новых отношениях между собой. Подросток должен получить большую независимость в своей жизни: родители должны научиться смотреть на своего ребенка как на равного, имеющего право на свое мнение человека. При этом, с одной стороны, родители должны обеспечивать детям чувство защищенности и поддержки, а с другой — содействовать тому, чтобы их дети стали независимыми, дееспособными взрослыми. Только чувствуя свою защищенность, человек способен стать независимым. Таким образом, родители должны усвоить, что в обособлении и самоутверждении нет ничего опасного; это соответствует возрасту и играет решающую роль в развитии (Крайг Г., 2000).

Формы автономии: 

Эмоциональная автономия — избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.

Обретение автономии в переходном возрасте предполагает в числе прочих постепенную эмоциональную эмансипацию подростка от родителей, т. е. освобождение его от тех эмоциональных отношений, которые образовались у него в раннем детстве. 

С наступлением подросткового периода эмоциональная дистанция между родителями и ребенком все более увеличивается, и это способствует дальнейшему развитию его самостоятельности и формированию его идентичности. 

Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство своей идентичности требуют от подростка обособления от семейного МЫ, которое ранее давало ему ощущение защищенности, и начать поиски своего Я. Однако многое здесь зависит от родителей, и некоторые из них, по сути, блокируют процесс индивидуализации своего ребенка. Поощряя и даже культивируя в своих детях чувство зависимости, такие родители не позволяют им стать полноценными взрослыми людьми. В результате затрудняется формирование внутренней автономии, порождается устойчивая потребность в опеке, зависимость как черта характера, и это надолго затягивает переход к взрослости.

Однако негативен по своим последствиям и противоположный вариант эмоциональной эмансипации — эмоциональное отторжение, при котором дети вообще не получают никакой эмоциональной поддержки со стороны родителей и от них требуют большей, чем это возможно в их возрасте, самостоятельности. Тогда у подростка возникает чувство одиночества, тревоги, заброшенности, ощущения, что никому нет до него дела, в том числе и родителям. Соответственно все это может способствовать формированию самых различных нарушений поведения.

Однако следует отметить, что эмоциональная эмансипация не озночает полного разрушения тех эмоциональных связей, которые существовали у ребенка с родителями. Правильнее говорить о том, что их отношения должны перейти на качественно новый уровень, построенный на взаимопонимании, уважении, доверии и любви.

Интеллектуальная автономия 

Другим, пожалуй, более важным условием достижения человеком зрелости и самоопределения является формирование у него интеллектуальной независимости. Быть взрослым в первую очередь означает самостоятельно мыслить, самостоятельно принимать решения. 

Кардинальные изменения, происходящие в интеллектуальной сфере у детей уже в начале переходного возраста, приводят к тому, что подростки способны более критично воспринимать то, что говорят и делают взрослые. Если более младшие по возрасту дети принимают как должное рассуждения и объяснения, которые приводят старшие, то подростки способны следить за мыслью взрослых, замечая нарушения логики, недостаточность их аргументации. Нередко это становится причиной конфликтов, возникающих между подростками и взрослыми: последним нелегко принять изменения, произошедшие с покладистыми детьми, особенно в том случае, когда взрослые рассматривают их возражения только как покушение на свой авторитет. И хотя в большинстве своем родители все же пытаются стимулировать детей принимать решения самостоятельно: «Думай сам!» - довольно часто звучит во многих семьях, но систематически этому нигде не обучают, ни дома, ни в школе, и в этом состоит одна из решающих проблем образования.

По сути, достижение человеком интеллектуальной автономии подразумевает развитие у него способности выносить свои собственные суждения, ведь человек начинает осознавать самого себя как особую единицу именно в процессе самостоятельного принятия решения, в таких ситуациях, когда он чувствует ответственность за исход какого-то события, за последствия принятого им решения. 

Интеллектуальная независимость предполагает также и способность мыслить, критически проверяя провозглашаемые кем-то утверждения, распознавать разнообразные влияния, исходящие от родителей, от различных социальных групп, партий, конфессий, и умение фильтровать их, не принимая все на веру. Зачастую это приводит к тому, что подростки начинают подвергать переоценке те правила, ценности и традиции, которые декларируются родителями, учителями и обществом и целом. Однако достижение истинно независимого мышления требует достаточно высокого уровня когнитивного развития, и не многим удается достичь этого.

Поведенческая автономия 

Поведенческая автономия — обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства предпринимать самостоятельные действия. 

Зрелость личности предполагает помимо вышеописанных условий и способность к саморегуляции, самоконтролю, а это не-возможно без обретения подрастающим человеком относительной независимости от контроля и опеки родителей, учителей и других взрослых. Стремление к независимости и самостоятельности проявляется в самых различных областях жизнедеятельности подростков — от выбора стиля одежды, круга общения, способов времяпровождения до выбора профессии.

По мнению исследователей, именно стремление к поведенческой независимости встречает наиболее сильное сопротивление со стороны взрослых. Большинству подростков приходится час за часом отвоевывать время отхода ко сну, шаг за шагом — право проводить свободное время по своему усмотрению, общаться с теми, с кем им хочется, пользоваться косметикой и одеваться так как считается модным в их группе.

В своем стремлении освободиться от контроля взрослых подростки часто нарушают пределы разумности, но во многом это результат неправильного подхода в воспитании самих родителей.

Как правило, авторитарный и либеральный методы воспитания могут привести к тому, что у детей не формируется должным образом способность к самоконтролю и саморегуляции.

Демократический же стиль воспитания позволяет научить ребенка пользоваться свободой постепенно, и, как правило, серьезных конфликтов в отношении этих вопросов в таких семьях не возникает. 

Пространственная автономия 

Потребность подростков в независимости в первую очередь проявляется в их стремлении к пространственной автономии — уменьшение физического контакта с родителями, неприкосновенность своего личностного пространства, пространства комнаты и т. п.

Уже в начале переходного периода дети начинают смущенно и даже резко реагировать на ласки и поцелуи своих родителей, на их попытку поправить воротничок или волосы. Они уже перестали к этому времени ходить за ручку с родителями, но теперь предпочитают идти с ними на определенной дистанции.

Совместные семейные выходы их уже не радуют, а угнетают. Дж. Слайдер в своем известном «Курсе выживания для подростков» вспоминает: «Все проходят через эту стадию, когда ты скорее предпочтешь умереть медленной, мучительной смертью, чем появиться на людях в обществе родителей... Я помню, как впадал я погребальное настроение всякий раз, когда семья Снайдеров полным составом отправлялась на пляж или в парк» (Снайдер Дж., 1995).

Стремление к пространственной автономии ярко проявляет себя и в желании подростка иметь свою комнату, где он мог бы уединиться и быть полновластным хозяином. Именно в этом возрасте подростки резко реагируют на несанкционированное нарушение пространства их комнаты со стороны родителей или других членов семьи, и на дверях появляются различные предупреждающие таблички с надписями типа «Посторонним вход воспрещен».

(По материалам: Психология подростка. Полное руководство. Под общей редакцией А.А. Реана. – Спб., 2008 г. – С. 85-88).

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф