Назад к списку

Событийность как способ диалога с подростком

В начале данной заметки надо отметить специфическое использование термина «событийность». В философской традиции данное слово относится к идеям постмодернизма. 


Если говорить простым языком, то событийность подразумевает отказ от линейного, последовательного восприятия исторического процесса. Таким образом, любое событие происходит «здесь и теперь», то есть разворачивается из прошлого – через настоящее – в будущее.

В контексте данного понятия обратим внимание на введенный М. Хайдеггером термин «dasein» или «здесь-бытие». Благодаря «здесь-бытию» Хайдеггер объяснял суть человеческого существования и его причины. Несмотря на сложность профессионального языка, этот феномен понятен каждому человеку, кто хоть раз пытался определить смысл своего существования, задавал себе вопрос «зачем я живу?».

В подростковом возрасте подобная проблема возникает повсеместно и, хотя её редко можно охарактеризовать как проблему «смысла жизни», для данного возраста характерен поиск себя, проба своих границ и границ других людей. Именно поэтому так важно оказываться событийно связанными с подростком. Ведь если Вы не только эмоционально, но и интеллектуально родители и дети связаны друг с другом, это помогает налаживать детско-родительские отношения, возникает «альянс». 

В данной рекомендации мы предложим несколько нестандартных советов по налаживанию партнерских отношений с подростком и выстраиванию совместного бытия, т.е. жизни, по принципу «здесь-бытия». И, это обязательное уточнение, т.к. альянсовые отношения, партнёрские, действительно помогают проживать сложный подростковый период с меньшим количеством психотравмирующих событий. итак, поддержка со стороны родителя, а именно ненавязчивая вовлеченность в жизни ребёнка и доброжелательное отношение, принятие сложного подросткового мира – это то, что определённо позволит начать событийно проживать этот возраст родителю вместе с самим подростком. Что ещё могут сделать родители?

  1.Обучение самоконтролю. Существую упражнения на удержание внимания, фокусирование на конкретных целях и задачах, даже есть приложения, обучающие самоконтролю, нельзя забывать и про спортивные секции. Благодаря возможности отслеживать и контролировать своё поведение, ребёнку будет проще не вовлекаться в асоциальное поведение, избегать неприятных и опасных ситуаций, отстаивать свою точку зрения, а не становиться ведомым.

  2.Развитие настойчивости и мотивации. Необходимо учить подростка целеполаганию (логическая связка: цель-действия-промежуточный результат — оценка — действия — финальный результат). Это позволит достигать более устойчивых результатов не только в учёбе, но и в любой сфере жизни ребёнка. 

  3.Важен не только результат, но и действия и потраченные ресурсы. Помогая подростку увидеть, как много или мало было сделано для достижения того или иного результата, родитель помогает определить реальную ценность желаемого, а также укрепляет самооценку подростка, ведь всегда можно стремиться к лучшему, особенно, когда ребёнок понимает, где он был недостаточно старателен. Сдвиг мотивации с результата на процесс, на действия, на усилия — важная составляющая успешной деятельности. 

  4.Найти замену «стремлению к риску». Несмотря на естественное в подростковом возрасте желание попробовать новое, это новое необязательно должно быть небезопасным. Помогите найти ребёнку любую деятельность, связанную с риском, но происходящую в безопасных условиях и контролируемой среде. Это снизит потребность искать рискованные ситуации где-то еще. Предложите ему новый вид спорта, публичные выступления, нестандартные виды отдыха и т.п. 

  5.Инициируйте общение со сверстником. В подростковом возрасте круг людей одного возраста и общение с ними – ведущая деятельность. Проследите за тем, чтобы общение проходило в контролируемой и безопасной среде, если не чувствуете, что Вашему подростку может быть безопасно. Пусть это психологическая группа, подростковый клуб, лагерь отдыха или известные Вам друзья. 

  6.Кроме саморегуляции, следует больше уделять внимания саморефлексии подростка и развитию чувства переживания. Ребенок учится рефлексии в первую очередь в собственной семье. Когда члены семьи спокойно реагируют на проявление эмоций и внимательно относятся к чувствам друг друга, тогда ребенок начинает учиться относиться и к своим эмоциям и чувствам бережно и заботливо. 

  7.Важно быть чёткими и последовательными. Если Вы формулируете какие-то правила, они должны быть чёткими и прозрачными, а также распространяться на всех членов семьи. Если у несоблюдения правил могут быть последствия-проговорите их, чтобы это не стало сюрпризом для ребёнка. При этом доводите свои решения до конца и не меняйте правила, чтобы и ребёнок следовал установленным договорённостям. В том числе это обеспечивает психологическую безопасность для подростка. 

Проживая каждый день как ворох уникальных событий, Вы помогаете ребёнку ощущать особенную радость момента и чувствовать, что жизнь ценна сама по себе. Безусловно, в подростковом возрасте очень часто обесценивание переживаний и чувств, достижений, успеха и неудач, которое присуще подростку, может повлиять и на родительскую оценку жизни ребёнка. Однако, мы крайне рекомендуем упираться в идею проживания ежедневной рутины по принципу «здесь и сейчас», вместе с подростком – таким образом, Вы не только помогаете ему прожить более качественно сложный подростковый период, но и учите внимательнее относиться к собственному психоэмоциональному состоянию, думать о себе и быть увереннее в собственных целях и желаниях.

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф