Назад к списку

Участие в подготовке домашних заданий: какова роль родителя?

Современный ребенок начинает получать домашние задания в том или ином виде часто еще до того, как идет в первый класс школы. Подавляющее большинство родителей сталкиваются с необходимостью принять решение о том, в какой степени они должны «вмешиваться» в процесс, и требует ли он их помощи.Безусловно, есть среди них и те, кто говорят: «Наш(а) все на продленке делает, мы даже не проверяем». Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что таких – меньшинство. Нередко и сами школьные педагоги в более или менее прямой форме сообщают родителям, что домашние задания – это их ответственность, и что оценка будет ставиться, во многом, именно им. Как же вести себя в такой ситуации? 


 В первую очередь, важно решить для себя, какие у вас ожидания от образования, которое ребенок получает в школе. Ответы здесь могут быть разными. Кому-то важно, чтобы оценки всегда были блестящими, в том числе, и за домашние задания. Задают сегодня в школе много, часто задания не самые простые, или же предполагают творческий компонент. Даже очень талантливый ребенок не всегда с ними справится, а значит, есть риск получить «не пятерку». Выходит, что если пятерка важна всегда, то у родителя иного варианта, кроме как помогать, не остается. 

 Если Вы ответили утвердительно: «Да, я хочу, чтобы мой ребенок был отличником», здорово, что Вы это понимаете и честны с собой. Но важно также ответить для себя еще и на вопрос о том, почему именно это так важно. Связано ли это с тем, что в вашей семье уже несколько поколений учится блестяще, и планка не может быть опущена? Или же с возможностью получить более высокие баллы ЕГЭ и поступить в престижный вуз? Или, может быть, вы опасаетесь, что если ребенок не будет на сто процентов отдавать себя учебе, то в его жизни может появиться время на безделье и опасные привычки и знакомства? Каким бы не был ответ здесь, взрослому всегда важно помнить, что высокие ожидания с его стороны – нелегкий груз для ребенка, которому очень страшно их не оправдать. Поэтому очень важно, чтобы у вашего ребенка была возможность получить не отличную оценку и знать, что вы любите его от этого не меньше. Более того, статистика показывает, что наибольших жизненных и профессиональных успехов достигают как раз не те, кто в школе были круглыми отличниками. 

 Возможность получить опыт совершения ошибок и исправления их является очень важной для любого учащегося. И, на наш взгляд, родители могут оказать в этом неоценимую помощь, даже если учителя не полностью солидарны с этой позицией (да, бывает и так, что педагогу важнее «правильно с первого раза»). Относительно подготовки домашних заданий это для родителя будет значить следующее: с самых ранних лет давать возможность ребенку сделать самостоятельно столько, сколько он сможет. С совсем маленькими (первый класс) может иметь смысл первые пару месяцев побыть рядом, пока он готовит уроки, просто чтобы наладить сам процесс, который может быть для него новым (нужно сидеть, не отвлекаться в домашней обстановке, в которой так много «соблазнов» вокруг – игрушки, телевизор и т.д.). 

 Основная стратегия родителя в отношении домашних заданий – постепенно «отпускать» процесс, то есть в каждый следующий раз делать с ребенком (и особенно – за ребенка) меньше, чем был сделано в предыдущий. Пусть даже этот шаг маленький, и происходит не так быстро, как хотелось бы, но, если на прошлой неделе ребенок не мог отступить нужное количество клеток в начале строки, а теперь – может, важно обратить на это внимание, заметить, похвалить. Тем самым вы даете ему понять, что он справляется сам, что у него получается. Это – опыт успешности, и он очень важен в будущей жизни. 

 Часто родители, пусть даже не очень осознанно, включаются во внутриклассное соревнование между собой; и если Петина мама говорит о том, что сидит по 4 часа с ним и делает все уроки, то маме Ирочки становится неуютно от мысли, что она оставит дочь на произвол судьбы один на один с прописями или контурными картами. Важно отследить у себя такие мысли и как можно быстрее остановить их. Ваша задача – помочь ребенку получать знания, интересоваться, научиться исправлять свои ошибки и не бояться пробовать. А вовсе не перещеголять здесь и сейчас всех родителей класса по «усидчивости». Поэтому если ваш сын или дочь знает, что может обратиться к вам с вопросом или спросить совета, но сделать ДЗ ему все равно придется самому (и Вы можете проверить, если у Вас будет время и уверенность в том, что это действительно необходимо) – значит, Вы на верном пути!  

© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф