Назад к списку

Влияние развода родителей на ребенка















По данным Росстата, за последние десять лет число разводов относительно заключенных браков неизменно превышает цифру в 50% и в 2018 году составило 65%. Развод является причиной структурной деформации семьи. Под данным типом деформации подразумевается нарушение ее структурной целостности, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей. Такая деформация оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка.


Развод супругов в семье может происходить по разным причинам – как конструктивным (в случае, когда супруги понимают, что ошиблись в выборе партнера), так и деструктивным (например, из-за семейного насилия, проблем мужа или жены с наркоманией и/или алкоголизмом). В любом случае наблюдается дисгармония супружеских отношений, которая порождает дисфункциональные детско-родительские отношения, к которым дети очень чувствительны. Также следует отметить, что кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Очевидно, что в разводящихся семьях семейная атмосфера в большинстве случаев неблагоприятная. Любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

Многие указывают на неблагоприятное влияние развода и разрушения семьи на детей (Wallerstein J., Kelly J., 1980; Психология подростка, 2007). Тем не менее, болезненным может оказаться как сам бракоразводный процесс (включая деление имущества и определение того, с кем из родителей и где останется жить ребенок), так и его последствия для каждого члена семьи. Вместе с тем, говоря о влиянии развода родителей на ребенка, необходимо учитывать целый ряд факторов, как предшествующих разводу, так и действующих после него: обстоятельства и причины развода, то, насколько ребенок был подготовлен к возможности ухода из семьи одного из родителей, поведение родителей в данной ситуации, адаптацию родителей после развода и т. д.

Прежде всего необходимо различать:

•непосредственные эмоциональные реакции ребенка на развод родителей;

•проблемы, возникающие в период адаптации;

•более отдаленные последствия, влияние развода на личностное развитие и успешность ребенка в будущем.

1.Непосредственные реакции детей на развод

В зависимости от возраста, пола и стадии развитии ребенка эмоциональные реакции на развод будут разными. Особенно отчетливо вырисовываются различия между маленькими детьми и подростками.

Для маленьких детей в этот период может быть характерно ухудшение настроения, замкнутость, депрессия, тревожность и плохой сон. В случае, когда один из родителей подолгу отсутствует дома, дети могут чувствовать себя одинокими, опустошенными и покинутыми, часто вопрошать «куда делся папа или мама». Ухудшение внутрисемейной атмосферы может сказаться на том, что ребенок может почувствовать себя не любимым, винить себя в разводе родителей, стать агрессивным и плаксивым. Тяжелые переживания могут сказаться на успеваемости и отношениях с друзьями и сверстниками. Нередко испытываемые эмоции обиды, стыда и чувства вины сказываются на ребенке в более взрослом возрасте.

Непосредственные реакции подростков на развод в большинстве случаев являются достаточно бурными. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей (Yeaworth R. С., 1980).

Наиболее распространенными реакциями на развод родителей со стороны подростков являются:

— отрицание, отказ верить в случившееся. Подросток утверждает, что у родителей нет серьезных проблем, не хочет слушать их объяснения, надеется, что они передумают, и т. д. Многие дети живут надеждой на то, что их родители снова будут вместе: среди 5-7-летних детей на это указали 65,7%, в подростковом и юношеском возрасте эти надежды уменьшаются, но все же сохраняются у 16% опрошенных (Тащева А. И., 1997);

— страх, тревога и неуверенность в будущем. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка прежде всего пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга общения, возможные перемены в материальном положении. Подростки могут стыдиться своих семейных проблем перед сверстниками. Кроме того, повышается уровень отстраненности и принижается семья и родители как источники эмоционального тепла и поддержки, без них ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным, увеличиваются фрустрирующие переживания, связанные с недостатком чувств единой общности, теплоты и поддержки друг друга. Отметим, однако, что может быть и наоборот – семья может даже стать ценнее после ухода одного из родителей, если отношения, предшествующие разводу, были токсичными;

— гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не простит и т. п.;

— самообвинение. Некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий. Мучительные переживания такого рода подросток может тщательно скрывать;

— ревность. Если отец или мать начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, то подросток чувствует себя заброшенным, боится, что он больше не интересен родителю, а его место в родительском сердце будет занято посторонним человеком.

Следует отметить, что подросток находится в возрасте (фазе) интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающейся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. Развод родителей может подорвать и без того неустойчивую самооценку. В этих условиях именно семья должна была быть способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего в новых или стрессовых ситуациях.

По данным исследований подростки хотят иметь таких родителей, которые «подают хороший пример для подражания», подростки «хотят гордиться своими родителями, видеть их людьми, которыми можно восхищаться», и тогда они, как правило, чувствуют себя в этом мире достаточно комфортно (Райс Ф., 2000. С. 436). Очевидно, что в коллективе сверстников, большинство из которых проживает в полных семьях, такой подросток может чувствовать себя белой вороной. Довольно часто после развода ребенок фактически проживает в неполной семье – проживание в такой семье может быть чревато для подростка проблемами с полоролевой идентификацией.

2. Проблемы адаптации после развода родителей

Исследования показывают, что в течение первого года после развода как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей.

По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. От двух месяцев до года со времени развода они становятся неуправляемыми, агрессивными, теряют самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тревожность, инфантильны (Шнейдер Л. Б., 2000).

На второй год многие трудности сглаживаются и проблемы начинают уменьшаться, однако только в тех семьях, где дети успешно адаптируются к новой ситуации (Райс Ф., 2000).

Успешность адаптации ребенка после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов.

Семейная атмосфера до развода. Если развод завершает длительный период ссор, тяжелых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние. Некоторые подростки указывали, что перенесли развод легче, чем предшествующие ему конфликты, поскольку до развода боялись физической расправы, стыдились родительских скандалов, переживали из-за чередующихся ссор и примирений родителей. В таких обстоятельствах развод воспринимается как облегчение (Baydar, 1988).

Характер развода. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает развод в форме «боевых действий», включающий обвинения в плохом выполнении супружеских и родительских обязанностей, супружеской неверности, вредных пристрастиях и т. д., особенно если родители вовлекают в свою борьбу детей, заставляют их принимать чью-то сторону или используют в качестве шпионов. Подростки страдают от такого положения и не желают делать выбор между родителями. Развод в относительно спокойной форме, без предъявления взаимных обвинений уменьшает вероятность возникновения страданий у подростка, если родители способны объяснить ребенку, что они разводятся друг с другом, а не с детьми и по-прежнему останутся для них любящими и близкими людьми.

Степень адаптации родителей к факту развода. Умение разведенных супругов приспособиться к новой ситуации оказывает решающее влияние на адаптацию подростка, и наоборот, чем больше беспокойства испытывают родители, тем серьезнее нарушено душевное равновесие их детей (Umberson, 1989). Вместе с тем период после развода создает для бывших супругов множество проблем: одиночество, изменение привычного круга общения, материальные затруднения (особенно часто происходит снижение уровня жизни остающейся с детьми матери, которая оказывается перегружена всевозможными делами).

Отношения между бывшими супругами. Наименее травмирующими для ребенка типами взаимоотношений между разведенными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. «Сердитые союзники» вынуждены общаться в случае построения планов для своих детей, но при этом не способны подавить раздражение, чувствуют себя напряженно и даже враждебно. Продолжение контактов между бывшими супругами – «ярыми врагами» – может причинять мучительные страдания обоим и наиболее негативно воздействует на детей (Ароне К., 1995).

Возможность встречаться с подростком после развода. Если после развода отец (мать) получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, негативные последствия сводятся к минимуму (при условии благоприятного влияния на детей). Ситуация усложняется, если оставшийся родитель налагает запрет на позитивные чувства к ушедшему, когда его запрещается любить, вообще о нем говорить и даже думать.

Внутрисемейные проблемы после развода. Часто мать после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Характерным феноменом в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей. После развода может произойти и нарушение ролей подростка в семье: например, он может играть роль «любимчика», на которого переключится мать после ухода отца, или «надеждой семьи», когда в основе лежит стремление родителя замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности (например, неудачный брак) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. Нередко семью сопровождают и финансовые трудности, связанные с «потерей кормильца» и необходимостью оформления социальных льгот или выплаты алиментов. Ряд проблем может возникнуть при появлении появление нового члена семьи – это дополнительный стресс для ребёнка. Зачастую подростку тяжело принять в семью мачеху или отчима, особенно если это происходит скоропалительно после развода.

Многие семейные нарушения делают подростков более склонными к делинквентному поведению, что подтверждается статистическими данными: у 51% подростков-правонарушителей не было одного из родителей (обычно отца) (Королев В. В., 1992).

3. Отдаленные последствия развода

Что касается более отдаленных последствий развода для подростка, то полученные данные противоречивы. Многое зависит от того, в каком возрасте ребёнок, пережил развод родителей, был ли заключен повторный брак, как складывались взаимоотношения в новой семье и т. д.

По мнению некоторых исследователей, последствия развода могут сказываться на ребенке достаточно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни и в собственной семейной жизни.

По результатам американского исследования развод родителей влияет на социальную адаптацию их детей: дети разведенных родителей в два раза чаще сталкивались с проблемами, чем дети неразведенных. Например, среди 18-22-летних молодых людей, переживших развод родителей, 40% обращались за помощью к психологу, 25% бросили школу в старших классах, 65% имели плохие отношения с отцами, а 30% – с матерью (Райс Ф., 2000).

Развод родителей может оказать влияние и на будущее поведение подростка в его собственной семье. Подростки, чьи родители развелись, впоследствии сами разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье, что может объясняться формированием более терпимого отношения к разводу («готовность к разводу» – сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям). В самых деструктивных случаях концепция «семьи» в принципе может отвергаться, и тогда подростки будут стремиться искать свободные отношения, гражданский брак.

Кроме того, дети, выросшие в разведенных семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые псевдомотивацией – стремлением компенсировать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома или обрести таким образом свою идентичность, а такие ранние браки также распадаются с большей вероятностью.

Развод родителей может повлиять на формирование системы ценностных ориентаций подростка. Так, исследования показали, что иерархии жизненных ценностей 18-19-летних студентов из разведенных семей имели признаки компенсаторности: наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, счастливой семейной жизни по сравнению со студентами из полных семей, где важнейшей ценностью, наряду с перечисленными, являлось «максимальное использование своих возможностей, способностей», т. е. ценности саморазвития, самореализации.


В статье использованы материалы следующих авторов и изданий:

1.Реан А. А. (ред.). Психология подростка. Полное руководство. — М.; СПб., 2003, 2007.



© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф