Назад к списку

Эгоцентрическая направленность подростка

Эта доминанта присутствует во всех поведенческих проявлениях подростка, в его эмоциях, чувствах, переживаниях. Реакции эмансипации, негативизм становятся первыми маркерами активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного Я. Эксперименты С внешностью — это не блажь, а часть процесса поиска собственного образа: одежда, прическа, немыслимый макияж и пирсинг в значительной степени помогают подросткам раскрыть и выразить свою идентичность.


Эгоцентрическая направленность, которую в данном случае мы рассматриваем только как возрастную особенность, проявляется в таких, описанных Д. Элкиндом феноменах, как «воображаемая аудитория» и «миф о собственной исключительности».

«Воображаемая аудитория» 

С помощью термина «воображаемая аудитория» (imaginary audience) Д. Элкинд пытается истолковать определенные поведенческие особенности подростков: их чрезмерная озабоченность собой приводит к тому, что им кажется, что и других в такой же степени волнует их внешность или поведение. В результате подростки почти все время чувствуют себя как на сцене и тратят много энергии на выступление перед воображаемой аудиторией.Понятие «воображаемая аудитория», по мнению Элкинда, способствует объяснению многого из аффективного опыта и поведения подростков. Стремление подростка к уединению и нежеланию раскрываться в некоторой степени может быть его реакцией на ощущение, что он постоянно находится под критическим наблюдением других людей и, соответственно, он пытается всячески минимизировать это. 

«Миф о собственной исключительности» 

Другой феномен, названный Д. Элкиидом «миф о собственной исключительности» (Personal Fable), отражает убежденность подростка в уникальности их личных переживаний: находясь под постоянным вниманием «воображаемой аудитории», подростки преисполняются убежденности в своей особенности, уникальности.У некоторых это приводит к возникновению особого чувства собственного бессмертия и неуязвимости. Как правило, со временем эгоцентризм преодолевается установлением тесных межличностных отношений со сверстниками, и подростки узнают, что и другие испытывают чувства, сходные с их собственными. 

«Стремление к риску» 

Стремление найти свое Я, определить границы своих возможностей, подтвердить, так сказать, свое бытие нередко находит выражение и в поведении, связанном с риском.Ситуации физического риска, по мнению Б. М. Мастерова, лучше, чем что бы то ни было, снабжают бурно развивающееся Я подростка чувственной тканью этого Я: если я могу умереть, значит, Я есть. Вот крайняя формула самоутверждения, утверждения самих основ существования своего Я. Рискованные игры, физический риск, которому добровольно подвергает себя подросток, становятся той ценой, которую он платит за строительство своего Я. 

Помимо физического риска подростки подвергают себя и социальному риску. Социальный риск связан с тем, что следование групповым ценностям или их отвержение в каждом конкретном случае является критерием оценки подростка со стороны как взрослых, так и сверстников.Социальный риск — наиболее многоликая схема личностных рисков, которым подвергает себя подросток в сфере социальных отношений (как сверстников, так и взрослых). Подросток постоянно пытается что-то доказать другим и себе, и очень многие межличностные взаимодействия среди подростков строятся на принципе «слабó — не слабó» (Мастеров Б. М, 1994). 

«Общение» 

Общение и социальное взаимодействие вообще — вот еще одна область, в которой ярко проявляется стремление подростков обрести своею идентичность.Аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе, по образному выражению И. С. Кона, превращается у многих в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если нет своей — какой угодно компании (И. С. Кон, 1989). Аффилиативная потребность — потребность и общении, и эмоциональных контактах, стремление быть среди людей. 

Человек может познать себя только в общении с другими, и поэтому подросток обращается в первую очередь к своим сверстникам — именно на них он в значительной степени опирается в поисках своей идентичности. Другие для него суть зеркало, в котором он видит свое отражение, видит, как реагируют на его поведение окружающие, за что его принимают, за что отвергают. Собирая такого рода информацию, подросток постепенно формирует представление о самом себе, и в дальнейшем эти представления будут еще много раз перепроверяться и уточняться, и опять же через взаимоотношения с другими людьми. Однако полное слияние с группой может стать препятствием к познанию самого себя. По сути, группа начинает играть роль семьи, где подросток ищет ту же защищенность, и отождествление себя с компанией не позволяет ему стать самостоятельным во всех отношениях индивидом (По материалам: Психология подростка. Полное руководство. Под общей редакцией А.А. Реана. – Спб., 2008 г. – С. 83-85).

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф