Назад к списку

Грамотная работа с учениками, ставшими свидетелями школьной травли

Как мы уже писали раньше, в школе травля всегда возникает в коллективе, и нельзя относиться к ней как к простому конфликту между двумя учениками.


Важные характеристики травли – тот, на кого нападают, по каким-то причинам затрудняется с тем, чтобы защитить себя, нападения на него носят намеренный и систематический характер, и часто совершаются не одним человеком, а целой группой учеников (к сожалению, нельзя не отметить тот факт, что иногда в эту группу может входить и учитель, но это – тема другой, будущей нашей заметки). 

Итак, посмотрим, кто же является участниками ситуации травли? Д. Ольвеус еще в 70-хх прошлого века изобразил всю ситуацию в виде следующей схемы:  

Рисунок 1. Распределение ролей в ситуации травли. 


•A – Агрессор - тот, кто инициирует травлю. При этом, это не обязательно самый «громкий» участник ситуации; 

•B – Последователи - ученики, активно вовлеченные в травлю, хотя и не возглавляют ее; 

•C–Группа поддержки - поддерживают, но активно не участвуют. Смеются, весело комментируют, блокируют желающих помочь; 

• D – Группа пассивной поддержки - люди, которым хотелось бы, чтобы травля продолжалась, но явно они об этом не говорят; 

•E – Невовлеченные свидетели - эти ученики и не поддерживают травлю, и не делают ничего для того, чтобы она прекратилась; 

•F – Возможные защитники - этим людям не нравится, когда они видят, что кого-то травят. Они хотели бы остановить это и помочь жертве, но они не знают, как; 

•G – Защитники - эти люди активно поддерживают того, кого травят, и они могут выступить против того, кто травит и тех, кто с ним заодно; 

•H – Жертва.  

Работа с травлей обязательно должна включать в себя и задействование свидетелей, а не только дисциплинарные взыскания по отношению к зачинщику. Поскольку свидетели, это, по сути, большинство учеников школы, именно на них должны быть направлены основные профилактические меры (о которых подробно будет сказано ниже). Главное оружие против травли в учебном учреждении - создание той атмосферы, в которой травля будет неприемлемой, «неклассной» и «непопулярной», а готовность прийти на помощь тому, кто в этом нуждается, всегда будет сильнее, чем желание самоутвердиться за счет другого.

Каковы основные действия, которые может предпринять учитель? 

А. Никогда не поддерживать ситуации, в которых весь класс смеется над кем-то из учеников. Даже в том случае, если произошло на Ваш взгляд что-то действительно забавное, или наступило заслуженное последствие неправильных действий ученика (например, он громко упал со стула во время урока, потому что качался на нем, и Вы неоднократно делали ему замечания и предупреждения; другой вариант – нелепые ответы у доски, ошибки, описки и т.д.). Даже если ребенок, оказавшийся таким образом в центре всеобщего внимания, не постоянная жертва буллинга, ситуация, в которой все смеются над промахом другого человека создает почву для того, чтобы это повторялось в дальнейшем, и как бы сообщает ученикам, что смеяться вместе над оказавшимся в неловком положении (даже по собственной вине) - норма. Напротив, в этой ситуации роль учителя – призвать остальных помочь человеку (подсказать, как правильно пишется слово, или помочь подняться с пола и т.д.).

Б. Учителю стоит обращать внимание на ситуации, которые похожи на травлю – он может увидеть это в поведении учеников на перемене, в столовой, до или после уроков. В любой момент, когда он оказывается свидетелем травли, которая происходит здесь и сейчас, его задача – своим примером показать, как правильно вести себя в такой ситуации: не проходить мимо, вмешаться, задать вопрос жертве о том, как его (ее) зовут, нужна ли ему (ей) помощь. Только после этого – обратиться к агрессорам, назвав вещи своими именами (например: «то, что вы сейчас делаете, называется травлей, и это в нашей школе – недопустимое поведение»), принять решение о том, каковы будут для них последствия их агрессии (когда и в каком составе состоится с ними разговор учителя/классного руководителя/школьного психолога/представителей администрации) и сообщить им об этом.

В. В рамках профилактической работы со всеми учениками учителю важно делать акценты на следующие моменты: 

- если ты стал жертвой травли, не стыдно рассказать об этом, потому что ты делаешь это для того, чтобы кому-то (своим обидчикам) досадить, а для того, чтобы такое отношение к тебе закончилось; 

- это же касается и свидетелей- норма поведения для ученика, ставшего свидетелем нападок на другого – вмешаться и помочь. Но также ему стоит быть в контакте со взрослыми, и если инциденты продолжаются, поставить их в известность; 

- в рамках обсуждения фильмов, книг и т.д., которых затрагивается тема травли, учителю всегда важно задавать ученикам вопрос о мотивах поведения разных героев, например, почему свидетелю может быть страшно вступиться за жертву и т.д.; 

- важный аспект улучшения школьного климата – хорошие отношения членов школьного коллектива между собой. Они не предполагают обязательно дружбу, но обязательно – уважительное обращение. Оно важно и в обращении учителей к ученикам – именно школьный коллектив задает нормы общения и в ученическом коллективе, и потому для него крайне важно стараться самому их придерживаться.


© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф