Назад к списку

Как помогающему специалисту разговаривать с классным руководителем?

Для помогающих специалистов, работающих в образовательных организациях, одна из важнейших задач – создать альянс со школьниками. Но, на самом деле, альянс с педагогами, а особенно с классными руководителями – та задача, которую необходимо решать до того, как специалист начинает работать с несовершеннолетними. С чем связана такая необходимость? Как минимум, это необходимо для того, чтобы было проще получать обратную связь об изменении в поведении подростка; к тому же классные руководители больше общаются с родителями школьников, поэтому есть возможность более оперативно получать информацию об изменениях в семье подростка и т.д.


Казалось бы, не самая сложная задача, ведь помогающие специалисты и педагоги – коллеги, однако, во многих организациях не уделяется особенного внимания выстраиванию горизонтальных отношений между коллегами, а естественным образом альянсы создаются намного медленнее. Если в школе, где Вы работаете, есть возможность организации тренингов для педагогического состава, то у Вас есть реальный шанс создать ситуацию-прецедент, в которой у взрослых людей появится возможность получше познакомиться друг с другом, выстроить новые связи и как раз таки сформировать базовое доверие между разными специалистами.

Помощь, которую может оказать помогающий специалист классному руководителю, условно делится на три направления:

  • диагностика (класса, конкретного подростка, группы ребят);
  • психологическое просвещение;
  • коррекция поведения (класса, конкретного подростка, группы ребят).

В большинстве случаев помогающие специалисты работают больше с диагностикой и коррекцией. Это связано и с тем, что психологов несоизмеримо меньше, чем подростков, поэтому необходимо охватывать большие массы детей; и с тем, что у педагогов чаще возникает запрос как раз на коррекцию поведения каких-то отдельных учеников. Однако, именно психологическое просвещение может стать основой для снижения коррекционных мероприятий. Благодаря психологическому просвещению существует возможность упредить необходимость коррекционных мероприятий или снизить их количество.

Речь идет о психологическом просвещении не только учеников, но и учителей, организации ряда тренингов, а также проведении личных консультаций по вопросам педагогов.

Для того чтобы подобное общение началось, важно декларировать три правила: 1) психолог и классный руководитель соблюдают конфиденциальность встреч, 2) в рамках встречи психолог гарантирует отсутствие критики любым решениям педагога, 3) психолог дает рекомендации, а не советы/указания. Если все эти три правила и сообщаются педагогу, и соблюдаются, то повышается вероятность наладить сотрудничество между помогающим специалистом и учителем.

Самое главное для сотрудничества – взаимопонимание и умение бесконфликтно общаться. И даже если учитель не всегда знает, как это делать, помогающий специалист может показывать на своем примере, почему это важно, тем самым, косвенно обучая учителя. Альянс классного руководителя и психолога – важный шаг для улучшения школьного климата. 

© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф