Назад к списку

Негативное влияние асоциального окружения ребенка: как объяснить, что он в «плохой компании»?

Для того, чтобы конструктивно объяснить ребенку, что он находится в деструктивном окружении, а также для того, чтобы он понял все возможные негативные последствия его пребывания в данном социальном окружении, необходимо:


1. Спокойно и аргументированно объяснить ребенку, почему у Вас сложилось мнение, что он находится в плохой компании, высказать Ваши опасения в виде возможных негативных или даже трагичных последствий для него (ВАЖНО: избегайте манипуляций, угроз, директивных приказов и запретов, они малоэффективны, а зачастую, особенно в подростковом возрасте, могут иметь эффект противоположный желаемому).

2. В ходе разговора постарайтесь выяснить, что именно привлекает ребенка в данной компании. Причины заинтересованности нахождения в асоциальном окружении могут быть самые разные, начиная от простого поиска группы, в которую могут принять, например, если у подростка сложности с попаданием в коллектив одноклассников, а асоциальная группа других подростков с признаками девиантного или протестного поведения может его принять, в случае если он сам будет демонстрировать такое «нежелательное» поведение, поскольку в случае с одноклассниками его отвергли и нет четких «критериев поведения» для того, чтобы его приняли в группу, при этом в асоциальной группе зачастую есть такие «критерии поведения», например, «отрицай устоявшиеся авторитеты», «веди себя вызывающи», «употребляй алкоголь» и т.д., и заканчивая социальным статусом, ведь зачастую «хулиганы» пользуются большим авторитетом у сверстников. Более того, интересную особенность различного социального статуса участника девиантной группы описал российский исследователь, академик РАО Артур Реан. Дело в том, что подросток находящийся в «плохой компании» может занимать там низкую иерархическую позицию, выражаясь простым, жаргонным языком – быть «шестеркой», однако в то же время вне данной компании, сама принадлежность подростка к условным «хулиганам» в глазах сверстников делает его социальную позицию выше, что компенсирует негативные эмоции от «помыкания» в группе, возможностью быть более уважаемым вне ее.

3. После установления цели пребывания в асоциальном окружении, следует предложить равнозначную альтернативу «плохой компании». Возвращаясь к первому пункту действий, не должно происходить навязывание другой компании. Вид деятельности необходимо определить с ребенком вместе, это может быть спортивная секция, кинологический клуб, клуб программирования или даже сообщество любителей компьютерных игр или комиксов. Важно, чтобы ребенок проявлял интерес к предложенному Вами виду деятельности. Если ребенок наотрез отказывается от предложенной альтернативы, можно пойти на соглашение: Вы не вводите жестких ограничительных мер и меньше волнуетесь за него, если он соглашается попробовать предложенную Вами альтернативную деятельность.

Помните, в воспитании и общении с ребенком для его всестороннего психологического развития и социализации необходимо придерживаться принципов уважения, диалога, мягкого наставничества и поддержки. Манипулирования, угроз, немотивированных наказаний, а также гиперопеки следует избегать, несмотря на то, что в определенных ситуациях вышеперечисленные негативные методы воздействия могут быть эффективнее, чем позитивные принципы, в долгосрочной перспективе такие негативные методы могут вести не только к сокрытию потенциала взрослой личности, но и даже формированию нежелательных жизненных установок и моделей поведения.

© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф