Назад к списку

Подростково-делинквентное сообщество: признаки вовлеченности и риски для подростка

Среди исследователей и практиков нет единого мнения по вопросу определения понятия «криминальная субкультура», «молодежная преступная группировка». В зарубежной литературе общеупотребимым является термин «gang» (банда), исследования с данным ключевым словом описывают явления, связанные с подростковой преступностью, преимущественно происходящей на улице или в публичных местах (Klein, Maxson, 2006). В России А.Л. Салагаев ввел в понятийный аппарат термин "подростково-молодежное делинквентное сообщество", как эквивалент понятию "gang" (Салагаев, 2005), в целом же в исследованиях широкую распространенность получил также термин «группировка» (Ханипов, 2007). 


Базовыми характеристиками, отличающими молодежную преступную группировку, можно считать следующие особенности (Klein, Maxson, 2006): 

•Устойчивая во времени лояльность группе 

•Ориентированный на «улицу» стиль жизни (активность группы ориентирована на публичные места) 

•Возраст участников (подростки и молодежь около 20 лет и меньше) 

•«нелегальная активность» (делинквентное или криминальное поведение) 

•Наличие групповой идентичности 

Обретение подростком девиантности проходит ряд этапов, ключевым моментом которой является становление асоциальной групповой идентичности (Психология девиантности…): 

1.Компенсаторно-уступчивая стадия характеризуется стремлением ребенка или подростка снять внутреннее напряжение, вызванное обстоятельствами и требованиями внешней среды. Иными словами, подросток не может получить одобрения или достичь каких-либо успехов в общественно приемлемой деятельности, вследствие чего постоянно переживает ощущение собственной никчемности и невозможности достичь желаемых целей. Итогом данной стадии становится то, что подросток перестает осуществлять попытки достичь успеха в чем-либо. 

2.Конфликтно-демонстративная стадия возникает, когда поведение, соответствующее попыткам «вписаться» в социально одобряемую траекторию социализации не приносят успехов. Иными словами, подросток открыто выражает свой протест против остро переживаемой неуспешности. 

3.Стадия внутренней средовой изоляции характеризуется тем, что учащийся перестает ассоциировать себя с учебной группой (нормативной направленности) и ассимилируется в асоциальных группах. 

Ключевую роль в обретении асоциальной идентичности играет референтная группа сверстников. Данная позиция подтверждается, как в отечственных научных работах, в частности И.С. Кона (Психология девиантности… стр. 18), А.А. Реана (Психология личности…),так и во множестве зарубежных исследований (Maxson, Whitlock, 2002; Thornberry et al., 2003). 

В настоящий момент наиболее опасным подростково-молодежным делинквентным сообществом в России является группировка «АУЕ». Субкультура АУЕ стала популярна, прежде всего, в интернете. 

Расшифровка аббревиатуры дословно означает «арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство». Это сообщество занимается пропагандой среди несовершеннолетних жизненных ценностей криминальной среды. Сюда же входят распространение тюремных «понятий», соблюдение «воровского кодекса» и сбор денег «в общак». 

Вдохновленные "блатной романтикой" подростки, не являющиеся частью криминального мира, на своих страницах в соцсетях и в группах «единомышленников» высмеивают сотрудников правоохранительных органов, почитают воров в законе и транслируют в личном профиле социальных сетей фразы, подобные "Брат за брата — такое за основу взято"

(https://ria.ru/20170719/1498753809.htm). 

Признаки вовлеченности 

Главный признак связи с АУЕ - подросток стал увлекаться тюремной темой. Об этом могут сказать фильмы, сериалы, музыка, соответствующий жаргон и внешний вид. 

К не менее важным признакам относятся: резкое падение успеваемости, вранье, частые просьбы выдать карманные деньги без внятного объяснения, на что ребенок хочет их потратить, а также увеличение зпроашиваемой суммы. Признаком также может быть и ситуация, если ребенок теряет уже не первый телефон или другой гаджет. 

(https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/subkultura-aue-kak-zametit-i-ostanovit/) 

Вопросы распространенности и специфики «тиражирования» группировки АУЕ стали предметом ряда научных работ в современной России. Отметим, в частности, работу Е.А. Антонян и Е.А. Борисова, в рамках которой была проведена оценка каналов распространения символики группировки АУЕ, а также возможных траекторий вовлечения (Антонян, Борисов, 2017). К каналам распространения информации авторы относят следующие (Антонян, Борисов, 2017 стр. 181): 

•онлайн-распространение 

•оффлайн-распространение — через детей и молодежь, прошедших через учреждения уголовно-исполнительной системы, а также получающих информацию из сети Интернет 

Авторами был проведен анализ 30 закрытых групп в социальной сети «ВКонтакте». Половозрастной анализ и анализ активности пользователей (Антонян, Борисов, 2017 стр. 182-183): 

– большинство подписчиков групп – мужчины (89 %); 

– наибольшее количество подписчиков: мужчины в возрасте от 30 до 35 лет, женщины – в возрасте от 24 до 27 лет; 

– пользователи 15 из 30 анализируемых групп (50 %) подписаны на протестные группы; 

– большинство пользователей подписано одновременно либо на одну, либо на три группы; 

– почти четверть подписчиков данных групп подписана также на фанатские (футбольные) группы; 

– большинство аккаунтов пользователей зарегистрированы в данной сети три и более лет назад; 

– большинство подписчиков не имеют аккаунтов в «Instagram». 

В материалах СМИ описаны следующие каналы оффлайн-распространения группировки АУЕ: «схема, по которой ребенка «вербуют в АУЕ», выглядит примерно так: к пяти- или шестикласснику подходят двое старшеклассников и начинают говорить с ним на «блатном арго», рассказывают про «понятия», «зоновскую романтику», а потом просят принести деньги для «общака». Так 10-летний ребенок начинает воровать, вымогать деньги и обманывать родителей. … выйти из этой «вдруг открывшейся параллельной бездны» невозможно — как следствие, доведение подростков до самоубийства и изнасилования».

(https://meduza.io/feature/2017/06/20/chto-takoe-aue-i-stoit-li-ego-opasatsya ;https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/06/16/72816-strana-iz-treh-bukv)

Работа с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом 

Актуальным вызовом для помогающих профессий и общественных организаций остаётся вопрос работы с делинкветным поведением несовершеннолетних. Существует два типа ситуаций, при которых может осуществляться подобная работа: 1) родители и иные члены семьи заинтересованы в перевоспитании ребенка и профилактике совершения им противоправных действий или 2) родители сами ведут асоциальный образ жизни или по иным причинам не желают выполнять свои обязанности, а порой и сами вовлекают несовершеннолетнего в совершение антиобщественных и противоправных действий. 

В первом, благоприятном, случае корректировка социальной ситуации подростка происходит за счет согласованного контроля его поведения родителями и представителями образовательного учреждения. Как правило, ребенку подбирается приемлемый его потребностям и возможностям семьи набор занятий, например в рамках дополнительного образования. Родителям, столкнувшимся с такой ситуацией, необходимо пересмотреть характер своего взаимодействия с ребенком. В этом случае может потребоваться обращение за помощью (например, к психологу или в кризисный центр помощи семьям). 

Второй случай представляет собой ситуацию, с которой необходимо разбираться правоохранительным органам совместно с КДН. Роль педагога в этой ситуации заключается в том, чтобы обратить на эту ситуацию внимание соответствующих инстанций. 

Профилактика вовлеченности в подростково-делинквентные сообщества осуществляется совместными усилиями образовательной организации и инспектора по делам несовершеннолетних. Профилактика должна быть направлена на воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников. Встреча с подростками в образовательных учреждениях и проведение бесед с целью предупреждения преступлений и административных правонарушений является неотъемлемой частью работы инспектора по делам несовершеннолетних ОВД. 

Согласно зарубежному опыту профилактики, наиболее распространенной и получившей оценку эффективности на обширной доказательной базе является программа G.R.E.A.T. (Gang Resistance Education And Training). Программа реализуется за счет привлечения офицеров полиции к работе в классах средних школ (и различным проектам в рамках школьного обучения) для проведения занятий с использованием элементов когнитивно-бихевиорального подхода, развития социальных навыков и обучению умению решать конфликты. Программа реализуется с целью предотвратить вступление подростков в преступные группировки. Специально обученные сотрудники полиции также могут распознавать членов преступных группировок и готовы выступать альтернативной ролевой моделью для подростков (Esbensen et al, 2001). 

Список использованных источников: 

1.Klein M. W., Maxson C. L. Gang Structures, Crime Patterns, and Police Responses. – 2006. 

2.Салагаев А. Л. Исследования подростково-молодежных делинквентных сообществ (группировок) в России и бывшем СССР //Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии. М.: Институт социологии РАН. – 2005. 

3.Ханипов Р. А. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики //Социологические исследования. – 2007. – №. 12. – С. 95-103. 

4.Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: монография / под ред А.А. Реана / А. А. Реан, Д. В. Адамчук, Е. Г. Дозорцева и др. — ЮНИТИ-ДАНА Москва, 2016. — 479 с. 

5.Реан А.А. Психология личности. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. 

6.Антонян Е. А., Борисов Е. А. К вопросу о популяризации криминальной субкультуры среди молодежи //Lex Russica. – 2017. – №. 12 (133). 

7.Maxson C. L., Whitlock M. L. Joining the gang: Gender differences in risk factors for gang membership //Gangs in America. – 2002. – Т. 3. – С. 19-36. 

8.Thornberry T. P. et al. Gangs and delinquency in developmental perspective. – Cambridge University Press, 2003. 

9."Вечер в хату": насколько опасна субкультура АУЕ [Электронный ресурс].- URL: https://ria.ru/20170719/1498753809.html (дата обращения 07.06.19) 

10.Субкультура АУЕ: как заметить и остановить? [Электронный ресурс].- URL: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/subkultura-aue-kak-zametit-i-ostanovit/ (дата обращения 07.06.19) 

11.Что такое АУЕ и стоит ли его опасаться Это «объект поклонения криминальных подростков» или городской фольклор? ? [Электронный ресурс].- URL: https://meduza.io/feature/2017/06/20/chto-takoe-aue-i-stoit-li-ego-opasatsya (дата обращения 07.06.19) 

12. Страна из трех букв АУЕ: Кто стоит за криминализацией подростков, вводит их в преступное пространство, или Хроники новой пионерии [Электронный ресурс].- URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/06/16/72816-strana-iz-treh-bukv (дата обращения 07.06.19) 

13.Esbensen F. A. et al. How great is GREAT? Results from a longitudinal quasi‐experimental design //Criminology & Public Policy. – 2001. – Т. 1. – №. 1. – С. 87-118. 

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф