Назад к списку

Психолог и классный час: как не уснуть и не устать за 45 минут
















Одна из сложностей в работе школьного психолога – проведение классных часов. В школах, где существуют организованные психологические службы, одной из задач специалиста может быть непосредственная работа с учащимися в групповом формате. При этом, цель подобных встреч не всегда задается классным руководителем, поэтому педагогу-психологу полезно знать основные темы, которые можно исследовать вместе с детьми и подростками в рамках классных часов.


В первую очередь, следует разделить младшую школу, средние и старшие классы по проблематике, которая может волновать родителей и педагогов. Для психолога это означает, что тема академической успеваемости скорее будет полезна в средней или старшей школе, чем в начальной. Более того, некоторые психологи-методисты предполагают, что существует пул тем для разных возрастов и придерживаться нужно именно них. 

В младшей школе важно говорить:

– о правилах (зачем они нужны, кто их может придумывать, как они могут помочь в жизни);

– о дружбе (как подружиться, что такое спор или ссора, как научиться правильно отстаивать свои интересы, как мириться с другом);

– об уважении ко взрослым (в чем разница между учителем и родителем, как рассказать родителям про свои проблемы, сложности в учебе как повод научиться чему-то новому).

В средней школе полезнее проводить занятия по темам:

– я и класс (как найти свое место в классе, роли в классе и их функции, как противостоять негативному влиянию толпы);

– мои интересы (важно информировать подростков о возможностях развития их склонностей и способностей, помочь им определить сильные и слабые стороны не только в академической среде, но также и вне ее).

Для старшей школы (начиная с 8 или 9 класса) пул вопросов для дискуссии становится еще шире:

– мотивация и прокрастинация (подросткам полезно выработать базовое понимание сложных психологических феноменов для того, чтобы сформировать адекватные копинг-стратегии для преодоления академических трудностей);

– профориентация (какие профессии интересны, какие области деятельности нравятся, какие профессии могут появится в будущем и когда стоит планировать «кем я хочу быть»);

– отношения со сверстниками (дружба и первая любовь, как не стать членом банды, друзья как опора в сложных ситуациях);

– отношения со взрослыми (непонимание со стороны родителей, трудности в общении с педагогами, признание взрослыми моего собственного мнения);

– мое тело (психологические и физиологические особенности подросткового тела, опасности подросткового периода, забота о себе как способ полюбить свое тело).

Так или иначе, психолог может добавлять новые темы, исходя из особенностей группы и запросов учителей/родителей/самих школьников. Важно здесь соблюдать некоторую системность, закладывая максимально понятную лаконичную и емкую информацию в каждое занятие. Также поможет изначальное планирование занятие и соблюдение постоянной структуры, которая будет транслироваться самим подросткам. Через несколько встреч эта структура будет приниматься как понятная, она обеспечит во многом безопасность группы и снизит тревожность отдельных ребят.

В качестве заключения к данному материалу приложим образец плана-анализа классного часа, который может использоваться психологом в течение учебного года для наблюдения групповой динамики класса.

© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф