Назад к списку

Работа с агрессорами: как изменять поведение инициаторов школьной травли

Школьная травля – социальное явление, которое обсуждается на всех уровнях – от ее непосредственных свидетелей и жертв-подростков до представителей взрослого сообщества. Травля не случайность и каждый квалифицированный педагог должен внимательно относится к подобным ситуациям, возникающим в образовательном процессе. Поскольку буллинг всегда вовлекает в себя группы людей, то важно понимать, как работает групповая динамика, т.е. процесс группового взаимодействия, какие позитивные и негативные процессы могут происходить в социальной группе при попытке взрослых поменять поведение агрессора. 


Несмотря на то, что в большинстве мировых противобуллинговых программ принято начинать работу с прекращения травли и помощи жертве, в данном материале мы сосредоточим своё внимание на работе с агрессорами, инициаторами травли. Данная категория школьников, на самом деле, не менее уязвима, чем «жертвы травли», однако отношение к ним обычно колеблется от «негативного» к «резко негативному», и подростки с подобным типом поведения не получают возможности полноценной ресоциализации и реабилитации в школьном сообществе. 

Педагогика, как писал Януш Корчак, «является наукой <…> о человеке», именно поэтому необходимо чётко понимать возможности учителя в работе с инициаторами травли. Педагог не должен и не обязан нести полноценно функцию воспитателя-родителя, однако при острых, конфликтных ситуациях – именно учитель может занимать ту директивную позицию, которая способна прекратить асоциальное поведение подростка. 

Что может сделать учитель, если он распознал агрессора школьной травли? 

1. Сохраняйте спокойствие и обсудите данную ситуацию или ряд случаев с подростками. Никогда не создавайте ситуацию «очной ставки», т.к. школьная травля оказывает сильное влияние на самооценку подростка (жертве понижает, инициатору повышает) и нахождение в одной комнате может вызывать сильные эмоциональные реакции у школьников. Узнайте у каждого подростка его отношение к сложившейся ситуации, какие могут быть причины начала травли, что бы каждый из них мог сделать для прекращения травли. Важно давать обратную связь инициатору буллинга о чувствах жертвы – в некоторых случаях агрессор не понимает силу своего воздействия и не заботится о них, потому что их не может распознать. 

2. В первую очередь, необходимо проинформировать родителей школьника о том, что поведение подростка изменилось – он стал более агрессивным/замкнутым/мрачным/конфликтным/раздражительным/чувствительным и т.п. Не стоит стесняться обращаться к школьному психологу или социальному педагогу за помощью, если Вам требуется поддержка в подобных разговорах. 

3. Обсудите с родителями подростка единую систему правил и требований. В идеале, чтобы в школе существовал свой свод внутренних правил, однако если его нет можно создать какие-то локальные правила для конкретного класса или для конкретного ребёнка. Правила, принятые детьми и родителями всего класса, могут существенно снизить риск возникновения ситуаций школьной травли. Хулиганское поведение не является приемлемым и даже, если сегодня это выглядит как повышение социальных или любых других навыков, подобное поведение необходимо пресекать. 

4. Необходимо обсуждать с коллегами, родителями и детьми идею того, что буллинг не является естественной частью взросления. Инициатор травли, которого не остановили, в будущем не будет уважать других людей, учитывать их интересы и даже возможно будет нарушать закон во взрослом возрасте. 

5. Агрессоры чувствуют себя социально уязвимыми, травля для них – способ «закрепиться» в группе, почувствовать власть, вызывать страх у одних детей и одобрение у других. Зависимость от мнения других, особенно от сверстников характерна для подросткового возраста. Обычно подростки прячут свою неуверенность в себе и страх за агрессивным поведением, направленным на себя или на других. В обоих случаях педагогу следует обратить внимание школьника на его достижениях, сильных сторонах. 

6. Почти всегда у инициатора травли есть «кружок единомышленников», которые и дают это ощущение поддержки в противоправных действиях. Учитель может физически сепарировать подростков друг от друга, однако это может быть не эффективно. Лучше обсудить проблему с каждый из школьников, понять мотивы агрессора и его окружения. Также следить за исполнением системы правил класса не только инициатором, но, безусловно, всеми детьми класса. 

7. Осуждение всех видов насилия и унижающего поведения имеет важнейшее значение. Следует иметь в виду, что, когда ребенок определяет, что "правильно", а что "неправильно", он исходит из реальности, которую видит и переживает каждый день, а не из того, что ему говорят другие. Поэтому, когда взрослые говорят одно, но ведут себя по-другому, дети склонны исходить из поведения, которое они наблюдают. 

Учитель – человек, который способен повлиять на групповые процессы класса. Внедрение общих правил, принятых всем и работающих на пользу класса – один из инструментов, облегчающих контроль поведения инициаторов травли. Также необходимо помнить о том, что в подростковом возрасте существует сильная потребность в рефлексии и отреагировании собственных чувств. Создавая условия для групповых обсуждений, размышлений и обмена мыслями и чувствами, учитель создаёт более благополучную среду, в которой подростку будет легче самовыразиться и почувствовать себя социально одобряемым.  

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф