Назад к списку

Школа и семья – кооперация для профилактики и противодействия школьной травле

Методические материалы о роли семьи в профилактике школьной травли. Материалы дают ответы на вопросы: для чего нужно наладить коммуникацию между школой и семьей? Как создать благоприятную атмосферу и предотвратить буллинг в классе?


Школьная травля – комплексная проблема, которая затрагивает не только детей, но и взрослых. И хотя в ролях жертвы и инициатора чаще выступают сами учащиеся школы, ситуации буллинга (травли) могут неосознанно наблюдать не только дети, но также их родители и сотрудники образовательных организаций. 

Рекомендации, которые существуют в Интернете утверждают, что сотрудникам школы очень важно как можно скорее включиться в работу с ситуацией травли. Таким образом, быстрое включение взрослых в случаи буллинга не только может остановить происходящее, но также дать поддержку жертве школьной травле и показать всем участникам буллинга, что взрослые не безучастны, а школа может оказывать противодействие агрессивному и конфликтному поведению. Основная проблема состоит в том, что порой подобного поведения со стороны школьных учителей, администрации и иных сотрудников недостаточно для снижения распространения случаев школьной травли в перспективе.

Исследования Лаборатории профилактики асоциального поведения Института Образования НИУ ВШЭ показали, что в ситуациях буллинга крайне уязвима категория «школа-родители». Под уязвимостью здесь мы понимаем малую информированность, медленное распространение информации о конфликте, сложность в общении взрослых друг с другом по подобному вопросу. По данным исследования, о ситуациях травли обе стороны узнают чаще от детей. Родители и сотрудники образовательных учреждений (педагоги, психологи, администрация) значительно реже обмениваются своими наблюдениями ситуаций травли. Несмотря на то, что сам факт обращения детей ко взрослым за помощью говорит о положительном прогнозе разрешения сложных ситуаций в детском коллективе, отсутствие грамотно выстроенной коммуникации между школой и родителями не позволяет ни одной из взрослых сторон адекватно и быстро реагировать, в зоне своей ответственности, на запросы детей. 

Для чего нужно наладить коммуникацию между школой и семьей? 

Кооперация между семьей и школой обеспечивает ребенку ощущение безопасности и в доме, и в школе; повышает внимание всех взрослых к психоэмоциональному состоянию школьника; взрослые оказывают помощь и поддержку вне зависимости от той роли, которую ребенок занимает в ситуации травли. Существует ряд вопросов, которые должны решаться компромиссно между школой и семьей, где отсутствие диалога приводит скорее к распространению конфликта за пределы детского коллектива.Одним из подобных вопросов может оказаться момент наказания инициатора буллинга. Если школа не информирует родителей о ситуации, то инициатор травли, получив наказание от классного руководителя (завуча, директора), может настроить свою семью против жертвы и его семьи, или школы. Единственным верным ходом со стороны педагогов будет не только налаживание коммуникации между детьми, но и между их родителями, чтобы все стороны конфликта одинаково участвовали в анализе ситуации и разрешении конфликта.Поскольку школьная травля часто носит продолжительный характер и разнообразна по форме и содержанию, со стороны педагогов важно не только самим быть информированными, но и в рамках очных встреч с родителями, обсуждать особенности коммуникации подростков, формально и корректно говорить о ситуациях школьной травли в классе, прогнозировать и придумывать пути выхода из различных сценариев буллинга. 

 Что важно помнить? 

В подростковом возрасте на личность человека все большее влияние оказывают сверстники и его окружение. Несмотря на это, родители и семья по-прежнему важны для подростка, в тяжелых ситуациях именно к ним подростки могут обратиться за помощью. Однако если ребенок не может обратиться к своей семье, то его выбором могут оказаться школьные педагоги или психологи, которые должны быть готовы к подобным разговорам со стороны учащихся.Для этого взрослые могут воспользоваться особыми коммуникативными навыками. Безоценочное принятие подростка и эмпатия (осознаное сопереживание и понимание чувств другого человека) – важные навыки, которыми могут овладеть любые взрослые. Благодаря этому, даже самый сложный подросток может увидеть во взрослом человеке защитника и помощника. Вне зависимости от того, является ли ребенок зачинщиком травли или ее жертвой, школа и родители всегда должны выступать «единым фронтом» против проблемы, будучи при этом на стороне ребенка. Очень хорошо подобное поведение описано в работах известного современного психолога Л. Петрановской. Психолог считает, что обвинения – это своеобразная диспозиция, баррикада между «хорошими» и «плохими». Выделяя тех, кто «хорошо» воспитал ребенка и «плохо», мы тем самым «склеиваем» живого человека с обозначенной, жёсткой, негативной ролью. По мнению Л.В. Петрановской снятие «баррикад» не равняется отсутствию здравого отношения к проблеме насилия. Детский и семейный психолог полагает, что необходимо разделять человека и его поступки, называя своими именами действия родителя по отношению к ребенку, при этом требовать каких-то изменений, однако «не сдавать человека». Для родителя очень важно понимание того, что можно изменить ситуацию и модель своего поведения, «вступить в конфронтацию и победить». 

 А что в итоге? 

Налаживание контакта с родителями со стороны педагогов благотворно влияет на школьный климат и ощущение школьником безопасности школьной среды. Исследования показывают, что существует связь между субъективным ощущением комфорта в школе и распространением буллинга в школах. Умение находить точки соприкосновения с детьми и с их родителями – навык, позволяющий педагогам разрешать конфликтные ситуации не только в детском коллективе, но и во взрослой среде, что положительно влияет на обстановку в школе. Знания о буллинге и понимание учителями различий разовых конфликтов и травли необходимы для успешного преодоления сложных конфликтных ситуаций. Научение детей самостоятельным путям (но при поддержке взрослых) выхода из неприятных, неловких и опасных ситуаций – залог постепенного успешного взросления и избегания ситуаций травли в будущем. 

Рис. 1. Схема-памятка «Как создать благоприятную атмосферу и предотвратить буллинг в классе?»

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф