Для понимания проблемы наркозависимости у подростков, а также разработки и проведения мер по профилактике аддиктивного поведения у подростков, (даже на бытовом уровне) учителю, родителю и просто заинтересованному человеку необходимо понимать, по каким признакам можно выявить потребителя психоактивных веществ (ПАВ), а также какие группы данных веществ существуют.
Для начала давайте рассмотрим универсальные критерии любых типов зависимости (Brown, 1993; Griffiths, 2005):
•Сверхзначимость объекта зависимости (преобладание в мыслях, объект выступает сильнейшим мотиватором действий);
•Состояние эйфории, приподнятого настроения, удовольствия от контакта с объектом зависимости, которое не наблюдается у людей без зависимости;
•Растущая толерантность к объекту зависимости, для достижения эффекта, к которому стремится зависимый, требуется более длительное взаимодействие с объектом зависимости или большее количество вещества;
•Дискомфорт физический или психологический, а также выраженные физиологические реакции при сокращении интенсивности контакта с объектом зависимости (синдром отмены);
•Обострение и нарастание конфликтов вокруг зависимого: внутриличностные, межличностные, конфликты с другими видами деятельности (работа, интересы, хобби, личная жизнь, социальное взаимодействие);
•Возвращение зависимого к объекту зависимости, даже после длительной ремиссии.
Отдельно следует рассмотреть проявление синдрома отмены:
•Физические
oВегетативные (потливость, температура, насморк, расстройство стула, тахикардия, повышение АД, судороги, светобоязнь);
oБолевые (боли в мышцах, боли в животе, слабодифференцированные боли).
•Психические
oПовышенная раздражимость;
oТревога;
oДисфория;
oБессонница;
oАстения.
Косвенные признаки аддиктивного поведения:
•Угасание интереса к повседневным занятиям (работа, учеба, хобби);
•Снижение успеваемости и/или эффективности труда;
•Рассеяность, забывчивость, ухудшение памяти и способности к обучению;
•Повышение раздражительности и внезапные смены настроения, склонность к агрессии, препирательствам, разжиганию конфликтов;
• Изменение внешнего вида, как правило в сторону экстравагантности и/или неопрятности;
•Необъяснимое или чрезмерное увеличения потребности в деньгах, пропажа личных вещей;
•Повышения интереса к неформальным молодежным течениям;
•Значимое увеличение количества прогулов и опозданий;
•Призывы к терпимости по отношению к наркотикам и наркоманам;
•Учащение различного рода недомоганий.
Некоторые (наиболее распространенные) типы ПАВов:
•Конопля и ее производные (марихуана, гашиш и другие)oКак правило данный тип ПАВов характеризуется сильной психической и слабой физической зависимостью, эффекты от употребления: релаксация, повышение настроения, «смешливость» и т.д.
•«Клубные/химические» наркотики (стимулирующие психомоторные адреномиметики: кокаин, амфетамины, катинон и др.; нейролептики: клозапин, сульпирид, галоперидол и др.; галлюциногены: закись азота, кетамин, атропин и др.; а также сочетающие в себе стимулирующие нейролептические и галлюциногенные эффекты: LSD, MDMA, мескалин и др.)oКак правило данный тип ПАВов, также характеризуется сильной психической и слабой физической зависимостью (физическая зависимость зависит от препарата и частоты употребления), эффекты от употребления: повышение настроения, самоуверенность, повышение физической активности, бессонница, расторможенность, снижение аппетита и др.
•Опиаты (опий, героин, морфин, кодеин, метадон и др.)oДанные ПАВы характеризуются сильной психической и физической зависимостью, вызывают ярко выраженное протекание синдрома отмены, эффекты: вызывают эйфорию, ликвидируют тревогу, обезболивают, вызывают расслабленность и сонливость.
Принципы работы с выявленными потребителями наркотических средств:
•Важно понимать, что прекращение приема наркотических веществ – является условием, а не целью воздействия на потребителя ПАВов. Цель – социализация и взросление, прекращение употребления – необходимое условие.
•Разграничивать потребителей наркотических средств и наркозависимых. При наличия подозрения на зависимость – необходимо работать в спец. учреждениях с специалистами!
•Проводить повторные проверки на употребление.
•Регулярные беседы, демонстрация неугасающего интереса к проблеме зависимого/потребителя.
•Оказание необходимой помощи в преодолении сопутствующих проблем при явных позитивных изменениях в поведении.
Данный материал не представляет собой исчерпывающую информацию про ПАВы, однако осведомленность в данном вопросе, позволит родителям и педагогам чувствовать себя более уверенно при разговоре на соответствующую тему. Помните! Ребенка, а тем более подростка не получиться оградить от информации про ПАВы, с другой стороны доверительные отношения к родителям и учителям, а также аргументированные профилактические беседы с изложением фактов и последствий приема ПАВов, несомненно являются эффективным способом превенции подросткового аддиктивного поведения.