Назад к списку

Откуда возникает агрессия: значимые другие и ситуация

В психологии под «агрессией» обычно понимаются осознанные действия, которые причиняют или осуществляются с намерением причинить ущерб другому человеку, группе лиц или животному.



Существует множество классификаций агрессивного поведения, в данном материале мы остановимся на рассмотрении реактивной и проактивной агрессии. 

Реактивная агрессия – ответ на реальную или ожидаемую угрозу. 

Проактивная агрессия – поведение, направленное на достижение определенного результата. 

К примерам реактивной агрессии можно отнести множество конфликтов между сверстниками, типичных для подросткового возраста, в которых один подросток ненамеренно «задевает» другого физически или словесно, а в ответ получает отпор. К примерам реактивной агрессии также относятся все случаи самообороны в той или иной ситуации. Реактивную агрессию можно проиллюстрировать таким явлением как ситуация школьной травли (буллинга) при которой один человек или несколько намеренно причиняет вред более слабому однокласснику. Однако, отметим, что школьная травли не является нормативным проявлением агрессивности и имеет негативные последствия для всех участников.

Однако, что умеренный уровень агрессии в раннем подростничестве - нормальное явление. По мере взросления у подростков развиваются умения, позволяющие сдерживать агрессию до момента причинения вреда кому-либо. Подростки в средних и поздних стадиях пубертата демонстрируют трехкратное увеличение проявлений агрессивного поведения по сравнению с ранними стадиями пубертата (Hemphill, Kotevski, Herrenkohl, et al, 2010). Иными словами, нормативные трудности с агрессией у подростков являются временными, агрессивные проявления снижаются с наступлением ранней взрослости и зачастую не имеют последствий во взрослом возрасте. 


Зачастую нормативные трудности с выражением агрессии имеют следующие проявления:  

•Увеличение числа детско-родительских конфликтов 

•Уменьшение «близости» отношений между взрослыми и детьми, сокращение времени, проводимого вместе с родителями 

•Увеличение времени, проводимого в месте со сверстниками или в одиночестве, но не с родителями

   

При этом, типичными поводами для конфликтов между детьми и родителями обычно выступают: 

•Внешний вид: прическа, одежда 

•Выбор друзей 

•Домашние обязанности 

•Время, после которого ребенку не разрешается отсутствовать дома 

•Музыкальные предпочтения и громкость музыки 

•Время в интернете и гаджеты 


К тревожным симптомам, которые свидетельствуют о том, что проявления агрессивности подростков выходят за нормативные рамки можно ситуации, когда агрессивное поведение возникает:

•Возникает вне приемлемого контекста 

•Возникает без наличия «пусковых механизмов», и/или характеризуется частотой/продолжительность или интенсивностью не соответствующей ситуации (напр., реакция на ситуацию неоправданно жестокая) 

•Проявление агрессии выходит «за рамки ситуации», ставшей ее причиной 

К наиболее опасным симптомам патологической агрессии относится такое явление как издевательство и мучение животных. В этом случае, необходимы консультации психиатра и психолога.


Откуда же возникает агрессия? 

В науке существует множество теорий, отвечающих на данный вопрос. Исследования агрессии проводятся в таких науках, как биология психология. Биологический подход в настоящий момент нас интересует в меньшей степени ввиду того, в его рамках агрессивное поведение рассматривается как инстинктивное поведение. Суть биологического подхода можно кратко обозначить словами этолога, лауреата Нобелевской премии, Конрада Лоренца: «Как раз знание того, что агрессия является подлинным инстинктом — первичным, направленным на сохранение вида, — позволяет нам понять, насколько она опасна. Главная опасность инстинкта состоит в его спонтанности.» (Лоренц, 1994). Наибольшую ценность биологический подход представляет в эволюционной перспективе. Но когда мы говорим, о проявлениях агрессии, как о проблеме в рамках процесса воспитания, на помощь приходят теории из области психологии. Мы остановимся на таких направлениях, как теория фрустрации-агрессии (Д.Доллард), когнитивная модель агрессивного поведения (Д.Зиллман, Л.Берковиц), а также теория социального научения (А. Бандура). 

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии.Основным тезисом модели фрустрации – агрессии является, то, что агрессия возникает в ответ на фрустрацию. 

Данный подход может оказаться достаточно полезным как для понимания некоторых ситуаций в рамках педагогического процесса в школе, так и в процессе семейного воспитания. Нередки ситуации, когда ребенок или подросток открыто выражает гнев или другие агрессивные реакции в ответ на запрет чего-либо или в случае, когда не может достичь желаемой цели в какой либо деятельности. В целом, если Вы понимаете, что проявления агрессии в конкретной ситуации вписываются в данную теорию, попробуйте оценить насколько события являются «фрустрирующими» реально – во множестве случаев может сложится так, что именно трактовки и интерпретация ситуации ребенком или подростком приводит в переживанию фрустрации. В этом случае стоит постараться скорректировать именно восприятие ситуации. 

К опосредующим факторам в рамках модели фрустрации-агрессии относятся:  

•Близость к достижению цели: уровень фрустрации, испытываемый потенциальным агрессором тем выше, чем он был ближе к исполнению своей цели 

•Наличие посылов к агрессии 

•Неожиданность фрустрации – чем более неожиданно фрустрирующее событие, тем более вероятен агрессивный ответ

Когнитивную модель агрессии можно сформулировать в трех основных тезисах: 

Тезис 1: «Познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны – они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания … и поведения». 

Тезис 2: При очень высоких уровнях возбуждения снижение способности к познавательной деятельности может приводить к импульсивному поведению. 

Тезис 3: Подходящим способом научиться контролировать или устранять импульсивную агрессию представляется выработка конструктивных или неагрессивных привычек в ответ на провокацию.

Как родитель, так и педагог могут по-разному реагировать на проявления агрессивного поведения, возникающие в рамках процесса. Данная научная теория высвечивает именно роль схем интерпретации своего состояния подростком и их влияния на поведение - а это, в свою очередь, то, как раз то, на что может быть осуществлено влияние в процессе воспитания.

Как в контексте понимания тех или иных ситуаций, возникающих в воспитательном с позиций теории фрустрации-агрессии, так и в рамках когнитивного подхода, полезной может оказаться техника совладания с эмоциями (которой можно обучить ребенка): 

1.Называть свои эмоции СЛОВАМИ, потому что называние словами делает внутреннюю бурю названной, а значит понятной. А значит переносимой. 

2.Контролировать свои действия под влиянием эмоций. Это будет возможно только после первого пункта.  

Агрессивное поведение в рамках теории социального научения рассматривается как продукт научения. В рамках данной теории постулируется, что научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания.

Моделирование, по определению А.Бандуры, - процедура (ситуация), в которой субъект наблюдает принятую за образец модель поведения и пытается воспроизводить (имитировать) это поведение. Моделирование рассматривается как один из важнейших процессов, посредством которых осуществляется социализация. 

В емкой форме суть этой воспитательной технологии на основе этой теории можно сформулировать известной английской пословицей: «Воспитывая детей, начинайте с себя». 

 При нормативном развитии, когда ребенок в раннем возрасте, образцом для подражания для него является кто-либо из членов семьи (обычно это член семьи одного пола с ребенком). В подростковом возрасте это может быть референтная группа сверстников, педагог или тренер или же какая-либо известная личность. Иными словами, понимание того, кто является «кумиром» ребенка – крайне важный аспект воспитательного процесса, который нельзя недооценивать. 

Источники: 

1.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия //Спб, Питер. – 2001. 

 2.Лоренц К. «Агрессия»: Издательская группа «Прогресс»; Москва; 1994 ISBN 5-01-004449-83.Hemphill S. A. et al. Pubertal stage and the prevalence of violence and social relational aggression //Pediatrics. – 2010. – Т. 126. – №. 2. – С. e298. 

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф