Назад к списку

Единые школьные правила. Почему это важно. Примеры из практики школ РФ

 Правила поведения в школе является тем вопросом, важность и необходимость которого a priori признается, вероятно, всеми без исключения педагогами не только нашей страны, но и всего мира. Однако, как известно «дьявол кроется в деталях» - применительно к рассматриваемому вопросу это означает, что само по себе признание важности вопроса школьных правил не гарантирует предпочтения школьниками социально-желательного поведения, а, наоборот, требует внятного и эксплицитного введения школьных правил и формирования установки на их соблюдение. 


 Почему это важно?

  • Разработка школьных правил, обсуждение их с учениками и демонстрация на стенах школы является очень важным инструментом для профилактики школьной агрессии и травли
  • Цель введения школьных правил – сделать школьную среду понятной и «предсказуемой». 
 Рассмотрим каждый из указанных пунктов. Понятная и предсказуемая среда подразумевает под собой тот факт, что учащийся, находясь в школе, знает и чувствует, что среда школы, с одной стороны, безопасна, а с другой – то, что те или иные поступки приведут к понятным для учащихся последствиям. 

 Совместная с учениками формулировка правил, их обсуждение и демонстрация в понятной ученикам форме положительно сказывается на снижении уровня агрессивности учеников, а также вероятности различных проявлений травли. Это связано с тем, что наличие школьных правил является неотъемлемой частью школьного климата, который, во многом, и «задает» вероятность появления негативных явлений в школьной среде. 

 Что значит «школьный климат»? 

 Климат организации - относительно постоянные характеристики внутренней среды организации, которые [Tagiuri, 1968; Чиркина, Хавенсон, 2017]: 

 •воспринимаются ее членами; 

 •влияют на их поведение; 

 • отражают свойства организации; 

 •могут быть оценены количественно. 

 Если попытаться рассмотреть каждый из указанных пунктов в практическом аспекте, можно сказать, что восприятие постоянных характеристик организации (в нашем случае школы) ее членами означает, что как ученики, так и учителя школы могут в своем представлении приписать школе в целом какие-либо качественные характеристики. Примером могут служить самые обобщенные воспринимаемые свойства – «хорошая»/ «плохая», дружный/разобщенный класс, так и наиболее конкретные – например, в школе существуют какие-либо традиции или приняты какие-то формы поведения (например, в школе ко всем обращаются «на Вы»). 

 Однако, в рамках исследований школьного климата наиболее частыми параметрами выступают: эмоциональная и деловая доступность педагогов, отношения внутри ученического сообщества и безопасность нахождения в школе. 

 Влияние на поведение, пожалуй, наиболее значимая характеристика школьного климата. Подобное влияние может быть как положительным, так и негативным – иными словами, школьная среда и поведение каждого из членов школьного сообщества находятся в постоянной взаимосвязи. 

 Как связан школьный климат с готовностью к агрессии? 

 Общую тенденцию характеризует отрицательная связь общего уровня агрессивности и суммарного показателя школьного климата [Реан, 2018]. Иными словами, чем «лучше» школьный климат, тем ниже показатели готовности к агрессии и наоборот – чем выше показатели готовности к агрессии, тем ниже ученики оценивают школьный климат. 

 Обратимся к формам введения школьных правил – какие прецеденты существуют в школах РФ? В настоящем материале мы будем руководствоваться информацией с официальных сайтов. 

 На сайте МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №62" (г. Казань) опубликован «Кодекс чести ученика»: 

1.Стремись стать человеком с широким взглядом на все окружающее. Верь в себя и в собственные силы. 

2.Умей высказать собственное мнение и защитить его. 

3.Имей ясный ум, прочные, знания, крепкое здоровье. 

4.Найди дело по душе. Учись правильно организовывать своё дело. Будь терпеливым, упорным. Заставь себя не свернуть в сторону. 

5.Управляй своими эмоциями. Будь честным по отношению к себе. Признавай свои слабости, умей радоваться за других. 

6.Самые плохие черты характера - ревность, злоба, ненависть, зависть, чёрствость, жестокость, бездуховность, лицемерие. 

7.Не совершай позорных поступков. 

8.Всякий раз старайся услышать и осознать самого себя. 

9.Воспитывай в себе чувство долга, товарищества, ответственность за свои поступки. 

10.Учись быть благородным и отзывчивым, только тогда отношения между людьми становятся человечнее и теплее. 

11.Не говори слишком много. умей молчать. Подлинный друг тот, с которым можно молчать. 

12.Помни: жизнь - суровое испытание. Ты ответственный перед жизнью, перед самим собой. На земле нет ничего выше человека. 

13.Время и родина не смогут обойтись без тебя. 

 Указанный кодекс, с одной стороны, является хорошим примером ценностной позиции школы. Однако, на наш взгляд, подобные «правила», по крайней мере, некоторые из них, достаточно сложно вводить инструментально – т.е. рассмотреть конкретные способы воплощения в повседневной жизни школьного коллектива. 

 Обратным примером – т.е. иллюстрацией конкретного регламента поведения может служить раздел «Правила для школьников» Хозанкинской ООШ. Приведем выдержку, регламентирующую поведение учащихся на уроке: 

1. После звонка немедленно займи свое место в классе или кабинете. Сиди постоянно на закрепленном за тобою месте, содержи его в чистоте и порядке. 

2. Приготовь все необходимое к уроку - учебник, тетрадь, дневник и др. 

3. При входе учителя встань и молча поприветствуй его. Садись только после разрешения. 

4. За столом сиди прямо, не разваливайся и не горбись. Внимательно слушай объяснения учителя и ответы товарищей. 

5. При вызове к доске выходи отвечать с дневником. При ответе стой лицом к классу, держись прямо, отвечай громко и не спеша. 

6. Если хочешь задать учителю вопрос или ответить, подними руку, не отрывая локтя от стола. После разрешения учителя встань и задай вопрос (ответь). 

7. Во время опроса книги и тетради открывай только по требованию учителя. 

8. Не поправляй вслух ответы товарища без указания учителя, не подсказывай. 

9. Во время урока соблюдай чистоту и порядок, не сори, пиши только в тетрадях и на листках для черновиков. Не оставляй после себя в столе бумагу и мусор. 

10. После звонка с урока не вскакивай с места, не кричи. Выходи из класса спокойно, только с разрешения учителя. 

 Данные правила, безусловно, заданы крайне «инструментально» – из этого списка однозначно становится понятно, какое поведение ожидает педагогический коллектив школы от учащихся. Однако отметим, что подобные правила задают «идеальный» и поэтому недостижимый образ ученика. Вероятно, применение подобно сформулированных правил в настоящий момент может быть эффективным только в ситуациях, требующих крайне пристального внимания к вопросам безопасности – например, в походах на экскурсии или прочих мероприятий, требующих выхода за пределы школы. Из школьных ситуаций можно вспомнить разве что «репетицию» школьной эвакуации или поведение на официальных мероприятиях. 

 Крайне интересным примером построения школьной образовательной практики вокруг процесса обсуждения школьных правил с ученическим сообществом школы является опыт школы Самоопределения им А.Н. Тубельского. Одним из ключевых принципов работы школы А.Н. Тубельского заявлен принцип: «Пусть ребята участвуют в создании правил школьной жизни», и этот принцип последовательно реализовывался под руководством А.Н. Тубельского – в школе работала своя «Конституция» - свод правил, в принятии и обновлении которого участвовал все школьное сообщество: и педагоги, и учащиеся и родители. Приведем выдержки из одного из разделов школьной конституции– «Закона о защите чести и достоинства». Далее цитата с сайта. 

 НПО «Школа самоопределения» стремится к развитию личности свободного человека и провозглашает следующее: 

1. В нашей школе разрешено все, что не угрожает жизни и здоровью каждого человека, не ущемляет его прав, чести и достоинства. 

2. Мы гарантируем (утверждаем) в нашей школе неприкосновенность личности, защиту ее чести и достоинства. Ни один человек (независимо от возраста, пола и общественного положения) не должен оставаться безнаказанным, если он нарушает эти положения. 

3. Защита достоинства каждого человека – это обязательное условие благополучия всех. 

 Оскорблением чести и достоинства мы считаем: 

1. Рукоприкладство – нанесение побоев, избиение. 

2. Угрозы, запугивание и шантаж с целью скрыть свое противозаконное действие. 

3. Моральное издевательство:а) Употребление оскорбительных кличек.б) Дискриминация по национальным и социальным признакам.в) подчеркивание физических недостатков.г) нецензурная брань.д) умышленное доведение другого человека до стресса, срыва. 

4. Унижение человеком своего собственного достоинства в глазах окружающих людей:а) Появление в состоянии алкогольного опьянения.б) истязание животных.в) добровольное принятие на себя образа и функций раба (шестерки).г) вымогательство.д) распространение заведомо ложных измышлений (клеветы), порочащих честь и достоинство личности. 

 На наш взгляд подобная формулировка правил с одной стороны внятно обозначает неприемлемое поведение учеников в стенах школы, с другой стороны, не оставляет впечатление «зарегламентированности» школьной среды. При этом, безусловно, стоит отметить, что практика совместного с учащимися введения школьных правил требует от педагога повышенного уровня ответственности и самоотдачи. 

 В материалах были рассмотрены различные форматы введения школьных правил в практику жизни школы. На наш взгляд, каждый из рассмотренных выше видов имеет свою «область применения» и может быть использован в контексте различных задач педагогической практики. 

 В статье использованы материалы следующих авторов и изданий: 
 1.Tagiuri R., Litwin G. H., Barnes L. B. Organizational climate: Explorations of a concept. – Division of Research, Graduate School of Business Administration, Harvard University, 1968. 
 2.Чиркина Т. А., Хавенсон Т. Е. Школьный климат. История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA //Вопросы образования. – 2017. – №. 1. 
 3.Реан А. А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних //Национальный психологический журнал. – 2018. – №. 2 (30). 
 4.Кодекс чести ученика (СОШ № 62 г. Казань). – [Электронный ресурс].- URL: http://www.sch062.edusite.ru/p42aa1.html (дата обращения 10.10.19) 
 5.Правила для школьников (МОУ "Хозанкинская ООШ"). – [Электронный ресурс].- URL: http://gov.cap.ru/home/69/school_hosankino/p14aa1.html (дата обращения 4.12.19) 
 6.Закон о защите чести и достоинства (выдержки) (Школа им. А.Н. Тубельского, г. Москва) – [Электронный ресурс].- URL: https://cog734.mskobr.ru/#/; http://www.schools.keldysh.ru/schop/Demokratiya/Sovet.htm (дата обращения 10.10.19) - сайт является архивным  
© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф