Назад к списку

В классе есть ребенок из социально-неблагополучной семьи. Как вести себя?

 Часто бывает так, что родители кого-то из детей не проявляют интереса к его учебе и успехам, не ходят на родительские собрания, не участвуют в жизни класса. У педагогов складывается (и часто – небезосновательно!) ощущение, что всю ответственность за то, каким человеком вырастет их ребенок, такие родители возлагают на школу. А школа, конечно, семью заменить не может. Нередко в таких семьях могут быть и проблемы с алкоголем, судимости, болезни и т.д. Что здесь важно? 


 Важно то, что страдает, в первую очередь, сам ребенок. Вас, как ответственного взрослого, который с полной отдачей выполняет свою работу, могут сильно раздражать и даже злить такие родители, и ваш гнев понятен. Важно, чтобы он не перешел в раздражение и злость на самого ребенка. Несмотря на то, что он может не успевать, плохо себя вести и мешать работе класса, ему в первую очередь нужна помощь взрослых. И если его родные взрослые не в состоянии ее оказать, кое-что может сделать и учитель. 

 1. Справиться со своими негативными эмоциями в адрес такого ребенка поможет осознание того факта, что его плохое поведение – следствие того, что в жизни ему просто не встретилось других образцов; примеров того, как еще можно себя вести. Часто то, что мы, взрослые, принимаем за злонамеренность и преступный умысел – отсутствие у ребенка нормальных моделей поведения. В этом смысле задача педагога, конечно, по мере сил и возможностей, показывать, как можно еще вести себя. Подчеркну, что во многом – именно показывать. Уважительное (но твердое и не допускающее «выхода из берегов») отношение к ребенку – мощный стимул к пусть не быстрым, но фундаментальным измерениям. 

 2. Уважением в данном случае очень важно. И именно ему в отношении неблагополучного ребенка важно научить всех других ребят в классе. Одинаково плохи по отношению к нему будут как злость и презрение, так и жалость. Не допустимо публично «жалеть» ребенка и объяснять другим детям, «какая тяжелая у него жизнь». Это скорее приведет к насмешкам и, возможно, буллингу. Нужно стараться по возможности минимизировать, нивелировать различия в статусе с другими учениками, и относиться к нему так же, как к остальным. Если есть необходимость материальной помощи, можно ввести в практику класса идею того, что иногда у кого-то из наших друзей может не оказаться чего-то нужного (типа обложки для учебника), и это нормально и хорошо – делиться, ведь в следующий раз помощь может быть нужна уже тебе самому. 

 3. Если есть такая возможность, хорошо бы включить ребенка в какие-то дополнительные, внеклассные активности: ему важно получить шанс успеха в какой-то области для того, чтобы увидеть конструктивные способы поднятия самооценки (в противном случае, он может пойти по пути ее поднятия за счет асоциального поведения и членства в соответствующих группах). То, что ребенок, например, получает низкие оценки, не значит, что он не может играть в спортивной команде или театре. 

 4. Всеми силами школе (и это лучше всего получает, когда педагоги сотрудничают), важно не оттолкнуть ребенка из социально-неблагополучной семьи, а, наоборот, по возможности интегрировать в свою деятельность. Как уже было сказано выше, для него это возможность не пойти по пути противоправного поведения. 

 5. Необходимо следить за физическим и эмоциональным состоянием ребенка: если вы замечаете признаки насилия (синяки, ссадины, порванная одежда), запущенности (грязная одежда, ребенок голодный, грязный и т.д.), может потребоваться вмешательство представителей органов опеки с целью проверки условий, в которых ребенок живет. В случае постоянно сниженного настроения, агрессивного или суицидального поведения (напомним, оно может выражаться не только в попытках покончить с собой, но и в мыслях и намерениях, которые ребенок транслирует), необходима помощь психолога (школьного или из системы социальной защиты).

© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф