Назад к списку

Интимные отношения в паре: аспекты готовности

Цель: помочь учащимся понять концепцию готовности к интимным отношениям в паре, отразить чувственные и психологические компоненты любви, лежащие в основе этой готовности. Также уделить внимание проблеме ранних добрачных интимных отношений, вопросам безопасности в сфере сексуальных отношений, ответственному сексуальному поведению, сформировать мотивацию к сохранению своего здоровья и здоровья партнера.


Методические указания. Обсуждаемые вопросы следует раскрывать с помощью обоснованных научных данных. Следует избегать как морализаторства, так и идиллических, оторванных от реальной жизни представлений о любовных отношениях. Учителю необходимо понимать, что часть учащихся уже имеют опыт сексуальных отношений. Следует делать акцент на важности равноправного осознанного отношения партнеров к вступлению в физически близкие отношения и их продолжению, побудить учащихся серьезно задуматься о вопросах безопасности в сфере сексуальных отношений и последствиях необдуманного поведения в этой сфере.

Учитель. Во всем мире, по данным исследований, наблюдается тенденция к более раннему стремлению молодых людей вступить в близкие, интимные отношения с противоположным полом, чем в прошлые времена. Чем это можно объяснить? Ученые называют не только акселерацию, ускорение физического развития, но и множество социальных причин: эмансипацию женщин, снижение сдерживающего влияния семьи, ослабление социальных запретов, появление множества возможностей общаться – социальные сети, ночные клубы и т.д.

Задание 1. Так как же относиться к вступлению в раннюю интимную близость? Каковы ее мотивы, являются ли они столь оправданными, что допускают возможные риски? Различаются ли эти мотивы у юношей и девушек?

Комментарий. По различным данным (см. подробнее И. С. Кон. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогический анализ (Глава 3. Подростковая и юношеская сексуальность в России), 2001), первые сексуальные отношения редко бывают осознанным шагом, подготовленным длительным периодом взаимоотношений или пылким чувством. Так, лишь около половины девушек и четверть юношей сказали, что их первым партнером по сексу стал постоянный парень (девушка). Для многих выбор партнера оказался случайностью. Только 35% 16–19-летних девушек и 15% юношей сказали, что были влюблены в своего первого партнера.

У 30% девушек до момента сближения вообще не возникало особого желания интимной близости. У юношей такое желание было, но большей частью оно не было связано с конкретной девушкой.

У многих первая связь была случайной и сразу же прервалась. У юношей основным мотивом является чаще всего, сексуальное влечение, затем юноши в значительно меньшем числе случаев упоминают любовь, а также мотивы приобретения опыта, развлечение, самоутверждение. Девушки основным мотивом называют любовь. Значительно чаще, чем юноши, девушки называют стремление удержать партнера, желание создать семью (у юношей ни один человек не назвал этот мотив!), желание «быть как все» и любопытство.

Что же у нас получается? Главные мотивы связаны с удовлетворением физических потребностей, больше мужских, любопытством, самоутверждением. Мотивы, двигающие юношами и девушками,существенно различаются. Девушка-подросток сталкивается с тем, что юноше, добившемуся близости, не всегда свойственны благородство и верность, бескорыстие и надежность, он обычно не планирует вступить с ней в брак. Многие подростки после вступления в интимные отношения испытывают негативные переживания – стыд, угрызения совести, разочарование, безразличие.Теперь сами себе ответьте на вопрос: являются ли эти мотивы столь оправданными, что допускают риск возможных тяжелых психологических и физических последствий?

Учитель. Потребность в близости с возрастом увеличивается и достигает пика в юности. Но надо знать, что эротические чувства у девушек появляются позже и носят иной характер, чем у юношей, важнуючасть составляет потребность в психологической близости с мальчиком. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первые свидания, первый поцелуй служат важным этапом на пути взаимного чувственного развития подростков.

Получается, что потребность в близости объединяет в себе нужды духа и тела. Важно понять: сексуальные отношения не подразумевают под собой автоматическое возникновение близости,необходима близость эмоциональная – на уровне чувств. Можно сжимать тело партнера в объятиях, но быть бесконечно далеко от него в своих мечтах.

Исследования показывают (см. подробнее Исаев Д.Д. Три возраста сексуальности, 2002), что ранние связи, как правило, осуществляются без любви, часто не подкрепляются должной психологической и эмоциональной зрелостью, сближение нередко происходит с человеком более или менее случайным. Любопытство, стремление доказать вожделенную «взрослость», пример сверстников («так принято»), настойчивость партнера – вот частые причины такой близости. А если речь идет об односторонних отношениях, в которых один из партнёров готов к интимности, а другой сопротивляется и не готов к ней? Подумайте сами, можно ли по-настоящему любить человека и при этом требовать от него «доказательств любви», которыми должны стать сексуальные отношения?

Задание 2.Бывает так, что более опытные и взрослые подростки смеются над теми, кого физические отношения еще не интересуют. Сверстники ожидают от подростка приобретения сексуального опытав возможно более раннем возрасте и считают тех, кого не устраивает такое требование, несовременными, отстающими. Как противостоять групповому давлению в данной сфере, следует ли торопиться вступать в близкие отношения из боязни, что ты «отстаешь»?

Комментарий. Способность иметь свое мнение и следовать своим взглядам – это и естьпризнак взрослости. Возможность отказа от сексуальных отношений, если нет реальной потребности в них, нет психологической интимности, а есть сомнения, страх, неуверенность, – это ответственное поведение взрослого человека. В интимных отношениях важно равноправие, взаимное уважение и согласие.

Учитель. Традиционно во многих культурах мира синонимом целомудрия, т.е. воздержания от половых контактов с проникновением до брака, является девственность. У женщин анатомическимпризнаком девственности является наличие неповрежденной девственной плевы и неучастие в половом акте. Термин «девственник» употребляется применительно к мужчинам, не имевшим сексуального опыта. В некоторых обществах уважается и ценится статус девственницы. В истории существовали и культуры, в которых девственность не имела социальной значимости. Сегодня двойственное отношение к этому вопросу.

Недавно одной социальной сетью был организован опрос, в котором выяснялось мнение парней к девушкам без сексуального опыта (см. подробнее https://clck.ru/RGQa6). Результаты были довольно интересны: более 60% опрошенных юношей заявили, что им совершенно не важно, сколько партнеров имела до этого девушка. Из комментариев становится понятно, что парни, которые планируют связать себя узами брака с девушкой, предпочитают, чтобы она была невинной. Если знакомство ограничивается одной ночью или случайными встречами, мужчины предпочитают иметь дело с опытными партнершами. Что касается девушек, то некоторые юные особы спешат поскорее избавиться от девственности и вступают отношения с первым попавшимся партнером. Другие девушки, наоборот, даже в 18-20лет не совсем готовы к интимным отношениям. Не готовы именно в психологическом плане, а не в физическом. Первый неудачный опыт для таких молодых женщин может стать настоящей траге-дией в дальнейшей личной жизни. Психологи советуют девушкам не спешить расставаться с невинностью.

Задание 3.В отношении девственности и первых половых контактов существует довольно много мифов и предрассудков. Можете ли вы определить, где мифы, а где – правда? Вам будут предъявлены утверждения, и надо определить, соответствуют ли они действительности.

Примеры утверждений:

1. При первом половом акте не беременеют.

2. Презерватив будет помехой при первом половом контакте.

3. Чем раньше начать половые отношения, тем хуже.

4. Чем позже начать половые отношения, тем хуже.

5. Гинеколог – только для девушек, имеющих опыт сексуальных отношений.

Учитель. Ранние беременности, аборты и отказы от родившихся детей стали у нас в последние годы острейшей проблемой. Факт беременности подростками часто осознается с запозданием. Перваяреакция – стыд, страх, растерянность, потрясение. Одних это повергает в состояние безысходности, тогда как других побуждает надеяться на «чудо». Для семьи беременность подростка всегда драма. Очень важно, чтобы рядом с девушкой в этот период оказался хотя бы один взрослый, которому она доверяет. Ежегодно в стране у несовершеннолетних матерей рождается до пяти тысяч детей, которые часто появляются на свет недоношенными, имеющими значительные проблемы со здоровьем. Частота осложнений течения беременности и родов у таких матерей почти на 30% выше, чем у женщин, достигших совершеннолетия. Часто подросток болезненно размышляет над выбором – сохранение или прерывание беременности. По данным Росстата, в 2017 году количество абортов составило примерно 780 тысяч, при этом значительное количество среди них – у девушек-подростков. Врачи предупреждают, что гинекологические заболевания, аборты, перенесенные в подростковом возрасте, зачастую становятся причинами бесплодия в браке. Кроме того, аборт для многих является серьезной психической травмой. И мальчикам, и девочкам нужно знать, как предохраняться от беременности.

Работа в группах

Посмотрите схему, представляющую эффективность разных методов предохранения от нежелательной беременности. Для каждой группы методов указан коэффициент неудач или индекс Перля – количество беременностей у 100 женщин в течение года при использовании метода. Чем показатель ниже, тем эффективнее противозачаточное средство. Обсудите в группе, какие группы методов контрацепции существуют, все ли они вам известны, насколько они эффективны и могут ли допустить возможность беременности. 

Учитель. Кроме нежелательной беременности, важность использования барьерной контрацепции связана с актуальной социальной проблемой – ростом заболеваний, передающихся половым путем(ЗППП). Подростки не умеют контролировать свои сексуальные инстинкты, просто не успевают подумать и воспользоваться знаниями о безопасном сексуальном поведении.

По статистическим данным Министерства здравоохранения, заболеваемость таким грозным заболеванием, как СПИД – болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека ВИЧ, составила в 2017 году почти 86 тыс. человек – это впервые выявленного заболевания. 1073 случая – среди детей и подростков. Растет число заболеваний трихомониазом и хламидиозом, гепатитом В и С. Подростков многие ученые относят к «группе риска».

Задание 4.Почему подростки являются группой риска по распространению заболеваний, передающихся половым путем, гепатита и ВИЧ?

Учитель. Наверное, главной опасностью в случайных сексуальных отношениях является риск заражения венерическими заболеваниями. Большая часть половых заболеваний не имеет абсолютноникаких внешних признаков. Это значит, что они могут быть у людей, выглядящих здоровыми. Кроме того, эти люди могут даже не знать, что они больны. Риск заражения у незащищённого человека (т.е. не использующего барьерный метод контрацепции – презерватив) достаточно велик.Конечно, если у вас один постоянный партнёр и продолжительные стабильные отношения, шансов заразиться меньше.

Работа в группах

Для приобретения навыка правильно оценивать степень риска заражения ЗППП вам предлагается выполнить тестовое задание. В таблице описаны основные симптомы наиболее распространённых на сегодняшний день заболеваний, передающихся половым путём. Вам предъявляется список с возможными путями заражения этими заболеваниями. Каждая группа должна обсудить и отметить, какие пути заражения каждым из этих заболеваний наиболее вероятны.


Список для обсуждения возможных путей заражения:

  • Пользование чужой зубной щеткой
  • Поцелуй в щеку
  • Глубокий поцелуй
  • Незащищенный (т.е. без использования презерватива) сексуальный контакт
  • Плавание в бассейне
  • Пользование чужим полотенцем
  • Пользование общей посудой
  • Совместное использование шприцов и игл
  • Переливание непроверенной крови
  • Немытые овощи
  • Рукопожатие

Учитель. Наиболее эффективным и распространённым методом защиты от инфицирования половыми заболеваниями является применение презервативов. Давайте вместе посмотрим видеоролик Оренбургского центра профилактики и борьбы со СПИД «Правильные решения» (10 мин.) – все, что нужно знать о ВИЧ (см. Список литературы).

Задание 5. При обсуждении вопросов полового поведения важно знать юридические аспекты. Например, какие действия в сексуальной сфере являются противоправными с точки зрения законодательства РФ.Что вы знаете об этом?

Учитель. Согласно статье 132 Уголовного кодекса РФ, преступными считаются насильственные действия сексуального характера. К числу насильственных действий сексуального характера относят действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему лицу, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица. Т.е. действия сексуального характера (круг которых не определён законом), совершенные с применением угроз или в ситуации беспомощности другого человека, – это уголовное деяние, наказывающееся по закону. И, конечно, уголовным преступлением является изнасилование – насильственный половой акт.

Что это значит? Как защитить себя от сексуального насилия?

Юноши должны понимать:

1.Сексуальные отношения должны происходить только при обоюдном согласии. Сексуальные отношения с пьяной девушкой, не понимающей, что она делает,– это изнасилование.

2.Партнеры должны быть совершеннолетними (18 лет). Если мальчику 19 лет, а девочке – 15, то это сексуальные действия с несовершеннолетней, и они уголовно наказуемы.

3.Многие девушки хотят понравиться парням, вызывающе одеваются и могут флиртовать, но это не даёт права что-то требовать и считать, что девушка согласилась на всё.

Девушки должны понимать:

1.Насильники – это не какие-то особенные люди. Они могут ничем не отличаться от всех остальных и даже оказаться теми, кого вы знаете и кому доверяете: друзьями друзей, знакомыми родителей. Нужно быть осторожной, даже если находишься в компании знакомых.

2.Надо быть осторожней с пьяными и вообще плохо себя контролирующими людьми.

3.В целях безопасности лучше всегда говорить кому-то из близких, где и с кем будешь находиться. Для подстраховки. Еще лучше, договориться с родителями, что в случае опасности можете послать им определённое сообщение, после чего они тут же выедут на помощь.

4.Очень многие подростки неуютно чувствуют себя на вечеринках, но уйти им мешает солидарность со сверстниками и желание быть, как все. Стоит чаще прислушиваться к себе и не бояться быть особенной.

Все должны помнить простое правило: «Нет. Уйди. Расскажи».

1. Сначала нужно сказать чётко и ясно «Нет» в ответ на домогательство. Умение говорить «нет» – чётко, ясно, громко и без улыбки – очень важный навык.

2. «Уйди» означает, что нужно немедленно отойти от этого человека, не пытаться переубеждать или спорить.

3. «Расскажи» заключается в том, что следует сразу же сказать о происходящем кому-либо, хотя бы подруге, но лучше взрослым – родителям. Стеснение тут неуместно.

Комментарий. Интимная близость – высшая форма отношений в паре, и она обязательно включает как чувственный, физический компонент, так и духовную близость, психологическую интимность, доверие к своему человеку. Мы увидели с вами, что ранняя близость, стремление вступать в физические отношения по мотивам стремления «быть как все», под давлением партнера, не всегдасочетает в себе эти два компонента, т.е. не является той интимной близостью, которая делает пару счастливой. Задумайтесь над этим, истинные отношения всегда равноправны, осознанны, это отношения повзрослевших людей. Соблюдайте правила безопасности в сфере сексуальных отношений, помните о последствиях необдуманного поведения в этой сфере.

Список литературы и интернет-источников:

1.Ильин Е.П. Возраст и мотивы вступления в половую жизнь // Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2003

2.Девственность // Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2002. С. 76–81.

3.Кругляк Л. Половое воспитание детей. Что и как мы должны объяснить своему ребенку. Серия: Здоровье ребенка. – СПб.: Изд-во ИГ «Весь», 2014. – 290 с.

4.Социально-значимые заболевания населения России в 2017 году // Статистический сборник. 2017 г. Министерство здравоохранения Российской Федерации

5.Видеоролик Оренбургского центра профилактики и борьбы со СПИД «Правильные решения» (10 мин.) https://youtu.be/UhMZ11Npmzo

6.Ткач И.С. Вероятность заражения венерическими болезнями. Какие инфекции передаются половым путем? https://www.polismed.com/articles-verojatnost-zarazhenija-venericheskimi-boleznjami-kakieinfekcii-peredajutsja-polovym-putem.html

7.Травкова М. 8 правил, которые помогут подростку избежать сексуального насилия http://lib.komarovskiy.net/8-pravil-kotorye-pomogutpodrostku-izbezhat-seksualnogo-nasiliya.html


В статье использованы материалы следующих авторов и изданий:

1.Семьеведение (Основы семейной жизни) для учащихся 9–11 классов общеобразовательных учреждений: учебно-методическое пособие / А.А. Реан, И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А. Новикова; под ред. А.А. Реана. – М.: Изд-во Арткитчен, 2019. – 282 с.

© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф