Назад к списку

Конфликт в гармоничной и дисгармоничной семье

В материале дано представление о гармоничных и дисгармоничных внутрисемейных отношениях; охарактеризованы различные виды конфликтов и предложены технологии решения типовых конфликтов.


 Цель: дать представление о гармоничных и дисгармоничных внутрисемейных отношениях; охарактеризовать различные виды конфликтов и предложить технологии решения типовых конфликтов.

Основные вопросы для обсуждения: 

•Понятие «психологическая совместимость». 

•Создание семьи и «новая» система ответственности. 

•«Гибкость» как важная характеристика поведения в семье. 

•Нормативные конфликты и семья. 

•Гласные и негласные правила. 

•Семейные роли. 

•Типы конфликтов. 

•Техники разрешения конфликтов.

Теоретическая справка 

Понятие «психологическая совместимость» 

 Понятие «совместимость» разрабатывается в психологии и обозначает «характеристику длительного взаимодействия между людьми, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым без внешнего вмешательства противоречиям» [Психологическая совместимость (электронный ресурс)]. 

Создание семьи и «новая» система ответственности 

Создание семьи всегда сопряжено с переходом к новой системе ответственности – создав семью, человек принимает на себя новые обязанности, которых до этого не было в его жизни. Безусловно, в полной мере это проявляется при появлении в семье детей, нежели пока семья существует только в виде пары. Наиболее важным моментом общения и совместного быта супругов является уважение прав и достоинств каждого из членов семьи. Без взаимоуважения гармоничное существование в семье просто невозможно. 

«Гибкость» как важная характеристика поведения в семье 

«Гибкость» – очень важная характеристика семьи. Под этим понятием подразумевается то, что в зависимости от поставленной цели, члены семьи могут исполнять различные обязанности не всегда, может быть, соответствующие их социальным ролям. 

Нормативные конфликты и семья 

С течением времени семья проходит ряд нормативных конфликтов, связанных с развитием: перестройка жизни семьи и семейных правил в связи с появлением ребенка, началом посещения детского сада, а затем школы и дальнейшая самостоятельная жизнь ребенка и детей. 

Гласные и негласные правила 

Гласные правила – те нормы жизни семьи, в отношении которых супруги пришли к соглашению об их важности и исполнении. В случае негласных правил всегда есть риск того, что каждый из супругов трактует их по-своему. Наличие негласных правил в семье – ситуация, которая потенциально может вести к конфликтам и разногласиям. 

Семейные роли 

В психологии выделяют различные виды социальный ролей: конвенциональные, межличностные, традиционные, товарищеские и партнерские роли. Конвенциональные и межличностные роли характеризуются по следующему принципу: что выступает регулирующим основанием: общество или личное решение супругов. В случае конвенциональных ролей регуляция поведения осуществляется за счет права, морали и традиций того общества, в котором существует семья. Межличностные роли определяются личным решением каждого из супругов и могут быть уникальными в каждой конкретной семье.  

Типы конфликтов

В психологии выделяют различные виды конфликтов: конструктивные и деструктивные, актуальные и прогрессирующие. Открытые и скрытые конфликты. Техники разрешения конфликтов (на примере техники «я-высказываний»)Техника «я - высказываний» имеет очень простой алгоритм: вместо обвинений и оценок партнеров или членов семьи необходимо выстраивать обратную связь следующим образом «когда ты говоришь/делаешь ________, я чувствую ____________». Очень важно в рамках данной техники говорить именно о чувствах и эмоциях, а не подменять их замаскированными оценками. К базовым эмоциям относят: радость, удивление, печаль (грусть), гнев (злость), отвращение, презрение, страх. 

Примеры заданий: 

•Пожалуйста, приведите примеры, в каких реальных действиях пары или супругов может выражаться уважение к друг другу? А какое поведение является показателем отсутствия взаимоуважения? Почему? 

•Приведите примеры гласных и негласных правил в семье. Что необходимо сделать, чтобы избежать появления в семье негласных правил? 

Источники: 

1.Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – Гардарики, 2005 

2.Реан А. А. Семья: психология, педагогика, социальная работа //М.: АСТ. – 2010 

3.Психологическая совместимость (электронный ресурс) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C дата обращения 13.06.2018 

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф