Назад к списку

Любовь – необходимое условие для заключения брака?

Освещая вопросы того, какую роль любовь играет в человеческих отношениях в целом, и при принятии решения о вступлении в брак, в частности, конечно, каждый из преподавателей, неизбежно, транслирует ученикам свою точку зрения на этот вопрос. 


 Однако позволим себе выделить несколько тезисов, которые, как нам кажется, важно затронуть при преподавании соответствующих разделов в курсе «Семьедения». 

- обсудить с учащимися важность близких отношений, которые люди строят в течение жизни; 

- сформировать у учащихся представления о свойствах таких отношений, как дружба и любовь, их сходстве и различиях; 

- донести важность дружбы как составляющей гармоничных семейных отношений; 

- определить важность и роль семьи в жизни человека, а также главные ценности, которые лежат в основе семейной жизни.

Дружба 

Какие наводящие вопросы может задать учитель? 

1. Когда мы говорим о дружбе, какие истории (из кино, литературы, а, может быть, и из вашей личной жизни или жизни вашей семьи) приходят в голову? 2. Есть слово друг, а есть - товарищ. На ваш взгляд, про одно ли это то же, или есть какая-то разница? 3. А почему вообще люди дружат? Что это такое - потребность в дружбе, как она складывается, и почему же почему дружба так важна, особенно в подростковом возрасте? 4. А как вам кажется, юноши и девушки, девочки и мальчики - они дружат одинаково, или по-разному? Есть ли отличия между т.н. «мужской» и «женской» дружбой?

Ответ учителя (с точки зрения психологии): 

Вот как смотрят на проблему разделения дружбы и товарищества психологи:«Как и обыденное сознание, научная психология различает деловые, функциональные отношения и личные, индивидуальные привязанности, а также обусловленное принадлежностью к одному и тому же коллективу товарищество и основанную на индивидуальном выборе и личной симпатии дружбу....Принадлежность к коллективу и вытекающее из неё чувство солидарности с другими его членами (товарищество) не обязательно предполагают личную симпатию к каждому из них в отдельности, без чего немыслима дружба. "Вопрос отношения товарища к товарищу, это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости" (Макаренко, 1958, c.210).Однако различие дружбы и товарищества относительно. Тесная кооперация и взаимопомощь в совместной деятельности легко и незаметно перерастают во взаимную симпатию. Коллектив сплачивается не только общей заинтересованностью его членов в результатах их совместной деятельности, но и чувством групповой солидарности, сопричастности к целому. "Чувство локтя" - важнейший общий компонент товарищества и дружбы. Поэтому товарищеские отношения не просто фон, а живая питательная среда для возникновения и развития индивидуализированной дружбы".

Недаром большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах, причем значение этого вида общности значительно перевешивает роль территориально-бытовых факторов. Об этом свидетельствуют, в частности, приводившие выше данные российских социологов.

Потребность в эмоциональном контакте с другим человеком заложена в нас с рождения. Уже в 2-3 месяца младенец реагирует оживлением на приближение к нему взрослого - издает звуки, смеется и т.д. А еще через пару месяцев он уже может отличать «своих» людей от «чужих», незнакомых. Интересно то, что реагировать на взрослых и сверстников дети начинают по-разному в очень раннем возрасте . Конечно, в начале жизни взрослые более важны для ребенка. Но и общение с другими детьми - очень важный элемент развития, взросления, становления личности ребенка.Друзья в жизни ребенка появляются очень рано - определенные предпочтения в отношении того, с кем взаимодействовать, есть уже у детей до года. Думаю, многие из вам помнят, как у вас были друзья и подруги в дошкольный период, в детском саду. Число друзей с возрастом становится больше: если в детском саду примерно 3/4 воспитанников говорят о том, что у них есть лучший друг/подруга, то среди подростков - уже 90%. 

Наверное, честным будет сказать, что однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно. С уверенностью можно сказать лишь одно: часто дружба между юношей и девушкой перерастает в романтические отношения. Более того, такой «фундамент», такая предыстория может благотворно сказываться и на дальнейшем их союзе. Приведу пример того, как с проблемой дружбы между мужчиной и женщиной сталкивается в своей работе практический психолог, к которому люди приходят, чтобы получить помощь в разрешении сложностей в отношениях, дружеских, любовных, семейных: «…В дружбе между мужчиной и жениной важно отсутствие ложных ожиданий и переживаний с одной или другой стороны. Но хочу заметить, что если нет никаких нравственных и иных препятствий, то дружба может стать очень хорошим заделом для создания семьи. Прекрасно, когда у молодых людей есть опыт восприятия друг друга не через «розовые очки» влюбленности, а именно в дружбе, то есть они узнают многие достоинства и недостатки друг друга. Супружество без дружбы, на мой взгляд, неполноценно. Без дружбы, без открытости, без возможности поделиться своими переживаниями с мужем/женой мне трудно представить счастливую семью!» *полностью статья В. Михайловой «Дружба между мужчиной женщиной: возможна ли она» // Фома. 2013. №2 (118) предлагается для домашнего чтения. 

Любовь. 

Любовь как основание для брака. 

Вопрос: В жизни каждого человека наступает момент, когда он испытывает впервые то чувство, которое мы называем первой любовью. Здесь стоит обратить внимание на то, что речь идет именно о любви романтической, к человеку противоположного пола. Какие еще бывают виды любви? 

Ответ: Вот какие типы любви выделял Эрих Фромм, знаменитый психолог:    

Братская любовь: любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. «Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях»; 

Материнская любовь: любовь к беспомощному существу; 

Эротическая любовь, то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом “любовь”, по словам Фромма, она противоположна двум предшествующим типам любви. Фромм пишет о ней так: Если я люблю своего брата, я люблю своих братьев; если я люблю своего ребенка, я люблю всех своих детей; более того, я люблю всех детей, всех, кто нуждается в моей помощи. Противоположность обоим этим типам любви составляет эротическая любовь; она жаждет полного слияния, единства с единственным человеком. Она по самой своей природе исключительна, а не всеобща».

Любовь к себе: чувство, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого. Фромм пишет так: «Если добродетельно любить своего ближнего, как человеческое существо, должно быть добродетелью — а не пороком — любить и себя, так как я тоже человеческое существо». Иными словами, любовь к себе вовсе не противоречит любви к окружающим, и любовь к себе не равна эгоизму. «Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, а на самом же деле он ненавидит себя, - пишет Фромм, - На внешний мир он смотрит только с точки зрения того, что он может получить от него; у этого человека отсутствует интерес к потребностям других людей и уважение к их достоинству и целостности. Он не может видеть ничего, кроме самого себя; всё и вся он оценивает с позиции полезности ему, он в принципе не способен любить».

Любовь к Богу - это та нить, которая связывает человеческую душу воедино, основа всех остальных типов любви . Если же говорить о любви к противоположному полу, любви романтической, то уместно будет вспомнить классификацию Аристотеля, которую он предложили еще в 4м веке до нашей эры:  

Эрос – страстная любовь-увлечение, стремление к полному, в том числе, физическому обладанию любимым. 

Людус – это любовь-игра, игра в свое удовольствие. В такой любви чувства достаточно поверхностны, настолько, что допускается измена с обеих сторон. 

Сторге – любовь-дружба, основанная на нежных, теплых, надежных отношениях.Это три основных стиля любви. Но ведь могут быть и варианты. В отношениях и в чувствах могут быть элементы сразу двух стилей. 

Прагма (это совокупность людуса и сторге). И чувства не столь уж глубоки, но элементы теплоты и надежности имеют место. Это любовь по расчету. Не брак по расчету (в таком браке любви может и не быть), а любовь по расчету. Такая любовь легко поддается рассудочному контролю. Как видно из самого названия, любовь – прагматичная. С элементами выгоды (далеко не всегда обязательно – материальной). Может устраивать общение с этим человеком, его личные качества, и так далее. Это может быть даже любовь в обмен на любовь того, кого любишь. Это тоже ведь расчет. 

Агапэ (совокупность эроса и сторге). Это бескорыстная любовь-самоотдача. (Агапе жертвенная любовь, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом). Здесь все – и страсть, и нежность, и надежность, и беззаветная преданность. Этот стиль встречается не так уж и часто. Но если оба партнера любят в этом стиле, им можно только позавидовать. Здесь другая беда. Если вдруг человек, любящий в таком стиле теряет объект любви, смысл жизни для него может оказаться утраченным. 

Мания (совокупность эроса и людуса). Это иррациональная любовь-одержимость. И сопутствует ей обязательно неуверенность и зависимость от объекта любви. Это тот самый случай, когда в любовь бросаются «как в омут». Именно такая любовь ломает людям жизнь, разрушает семьи… Но иногда благодаря нее семьи возникают. А люди становятся счастливыми. Но вечно так любить нельзя, и этот стиль любви разрушителен. Либо мания рано или поздно должна перерасти в другой стиль. Либо любовь исчезает (может остаться ненависть или равнодушие). Либо гибнут те, кто так любит.

Итак, с одной стороны, без любви невозможно психологическое (да и физическое) благополучие человека, с другой, иногда чувства охватывает человека с такой силой, что он способен на преступления, или даже может погибнуть. Не зря о любви часто говорят, используя эпитеты «слепая», «безрассудная» и т.д. 

Вопрос: Может ли влюбленность быть основанием быть хорошим, достаточным основанием для создания семьи? 

 А может ли быть таким основанием любовь? Знаете ли вы, что любовь стала основанием для заключения брачного союза совсем не так давно, фактически, немногим более, чем 100 лет назад.Что раньше было причиной для того, чтобы брак состоялся? *имущественные обязательства, хозяйственные основания для создания семьи, религиозные нормы и т.д.*Является ли, на ваш взгляд, любовь достаточным, единственным основанием для того, чтобы создать семью, вступить в брак? Что еще необходимо для того, чтобы брак был долгим и счастливым? 

Итак, мы видим, что помимо любви, в браке не менее важными являются и те ценности, о которых мы говорили, когда обсуждали дружбу. Но есть еще и то, что называется семейными ценностями…


Семейные ценности 

Если говорить совсем коротко, то - ценность - это то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении.

Теперь сузим вопрос: что же такое семейные ценности? Ответить на него можно несколькими способами. а. С одной стороны, мы можем говорить о ценности семьи как таковой в жизни человека. Иными словами, мы можем сказать, что для этого человека семья в жизни обладает большей ценностью, чем работа (если, к примеру, мы говорим о женщине, которая после рождения детей посвятила себя их воспитанию и ушла с перспективной должности). В таком случае, семья оказывается включенной в ряд других ценностей, которые могут образовывать смысл жизни человека. 

Например, каких, как вы думаете? (вопрос к классу)Примеры ответов: деньги, дружба, здоровье и т.д. Учитель фиксирует ответы на доске. Как Вы думаете, у современных подростков, ваших ровесников, семья в этом списке какое место занимает? То есть, если бы мы попросили вас написать эти ценности в столбик, и пронумеровать, так, чтобы 1 - это было самое важное для вас в жизни, 2 - следующее по важности и т.д., на каком месте оказалась бы семья? Группа ученых под руководством профессора Артура Александровича Реана решила ответить на вопрос, действительно ли семья сегодня находится в кризисе, потому что молодые люди, подростки, такие, как вы, больше не хотят вступать в браки, не хотят строить семьи, у них другие ценности. Действительно, так часто говорят, что, мол, молодежи больше этого не нужно. 

И вот что они сделали :      

«Масштабное исследование изучения отношения молодежи к институту семьи и семейным ценностям было организовано нами в восьми субъектах федерации России и охватывало четыре федеральных округа: Приволжский, Сибирский, Уральский, Центральный.[1] Общий объем выборки составил 7000 человек. … Ведущими ценностями в своей жизни респонденты назвали следующие: «семья», «любовь», «здоровье». Это доминирующая тройка. Причем, даже внутри нее «семья» занимает лидирующее положение, с большим отрывом от двух других. «Семью», как наиболее значимую ценность, выбрали 72,5% опрошенных. В то время как занимающую второе место «любовь» – 58,4%, а находящуюся на третьем месте ценность «здоровье» – 52,4%. В пятерку наиболее значимых вошли также такие ценности, как «друзья» (43,6%) и «успех» (36,1%). Другие ценности: «деньги», «карьера», «признание», «работа» по числу выборов остались за пределами первой пятерки». 

Так что, как вы видите, среди подростков в нашей стране, семья по-прежнему представляет большую ценность, это сознательная позиция, ребята сами про это говорят. Интересно будет сравнить результаты, полученные на такой большой выборке, с тем, что получится в нашем классе. Как вы думаете, будут отличия? Но это еще не конец истории. Ученые поставили перед собой следующий вопрос. Если молодые люди в нашей стране по-прежнему хотят создавать семьи, рожать детей, для них это важно, тогда почему же выходит так, что далеко не все семьи сохраняются? Действительно, все в том же исследовании у опрашиваемых узнавали, хотят ли они, чтобы их будущая семья была похожа на родительскую семью, на ту, в которой они росли. 

"Поэтому мы сейчас с вами и говорим о таких важных вещах, как семья, отношения, о которых еще недавно в школе специально не говорили. Мы надеемся, что получится передать вам знания о том, что такое семья, отношения, как они «работают», какие ошибки обычно делают люди и как их можно избежать, что думали про семью и про отношения давно, а как принято считать сейчас, в чем сильные стороны разных точек зрения. Но напомню еще раз, у нас не уроки в совсем традиционном смысле слова, где учитель диктует, вы записываете, а потом контрольную пишете. Мы будем стараться как можно больше разговаривать с вами, обсуждать разные ситуации, примеры из книг, кино и т.д. Потому что нет «готового» знания в этой области, которое можно просто передать, как формулу в алгебре. У вас всех есть свои мнения на счет тех вещей, о которых мы говорим и будем говорить, и они не менее важны, чем-то, что пишут в книгах. Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?» спросили мы респондентов в нашем исследовании. Только 42% из них ответили, что да, хотели бы. Строго отрицательно ответили на этот вопрос 34%, а еще 24% – выразили сомнение, затруднившись с ответом. То есть, для 58% молодежи их нынешняя родительская семья не является ориентиром и образцом…. Абсолютное большинство молодежи полагает, что нужно специально готовить человека к созданию семьи, путем обучения семейным ценностям. Так считают 66% респондентов. Только 15% опрошенных полагают, что этого делать не надо, а еще 19% – затруднились с ответом". 

С другой стороны, говоря о семейных ценностях, мы еще имеем в виду те ценности, принципы, по которым строятся отношения внутри семьи. То есть, мы говорим про то, чем руководствуются в своих поступках, в том, как ведут себя по отношению друг к другу люди, которые выбрали друг друга, чтобы вместе создать семью. Сейчас много говорят про семейные ценности, это не секрет. Но давайте подумаем, какие конкретно принципы (ценности) должны лежать в основе отношений членов семьи, для того, чтобы эти отношения приносили радость, чтобы люди чувствовали, что дом - это то место, в котором они могут получить поддержку, даже если в жизни не все гладко (редко бывает, когда все гладко). *в случае, если есть время, учитель может обратиться к классу с предложением перечислить эти ценности* 

Семейные ценности:

•принадлежность (уверенность в том, что есть те люди, для которых ты «свой» и которые всегда тебя поддержат) 

•гибкость 

 •уважение 

•честность 

•прощение 

•щедрость 

•любопытство 

 •общение 

•ответственность 

 •традиции 

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф