Назад к списку

Появление в семье второго и последующих детей, отношения между сестрами и братьями, отношения родителей с детьми

В рамках курса «Семьеведение» одним из информационно-тематических блоков является обсуждение разных стадий жизненного цикла, которые проходит семья, как живая система. 


Преподаватель обсуждает с учениками, как происходит смена отношений пары на разных этапах – знакомства, ухаживания, подготовки к свадьбе, каков первый период совместной жизни – в диаде. Большое внимание уделяется и рождению первенца, изменениям, которые происходят в семье на всех уровнях – и материально-бытовом, и психологическом, эмоциональном. Но не менее важным представляется и следующий этап – появления других детей в семье, когда, по мере их взросления, выстраиваются не только отношения их с родителями, но и между собой – в так называемой «подсистеме» сестер и братьев, или «сиблингов», как называют их психологи.

Основные цели, которые ставит перед собой учитель на занятии по данной теме: формирование у учащихся знаний относительно того, какие изменения происходят в семье, когда в ней появляется более 1 ребенка; чем отличается роль родителей единственного ребенка от многодетных родителей. Показать важность формирования отношений заботы и поддержки между братьями и сестрами, а также то, какую роль в этом играют родители. Раскрыть значимость братско-сестринских отношений во взрослой жизни.

Примерный ход занятия   

Вводное слово учителя: Семья постоянно меняется, и на каждом этапе у нее членов семьи появляются как новые роли, новые обязанности, так и новые возможности. Мы говорили с вами о том, что происходит меду моментом знакомства двоих и их свадьбой, а также про то, какой может быть жизнь семьи до рождения первого ребенка, и что это такое - быть молодыми родителями. Но, как известно, часто в семьях бывает более одного ребенка. 

Вопрос к учащимся: давайте посмотрим, кто из вас в семье - единственный? У кого есть брат или сестра? А кого в семье трое или больше? Какие семьи в нашей стране считаются многодетными? Как Вы думаете, сколько таких семей сейчас в России? Увеличивается ли их количество, или, напротив, становится меньше? Как вы думаете, с чем это может быть связано? 

Учитель: Многодетными в нашей стране считаются семьи, которых три и более детей. В начале 2017 года число многодетных семей в России составило 1 млн 566 тыс., что на 25% больше показателей последней переписи населения (1 млн 250 тыс. семей; Всероссийская перепись населения состоялась в 2010 году). Около 100 тыс. российских семей воспитывают пять-семь детей, а 929 семей — 11 детей и более.Давайте сейчас поговорим о том моменте, когда в семье уже есть один ребенок, и вот появляется второй. Часто мама и папа заранее знают, что хотят больше одного ребенка, но у них так же часто возникает вопрос, какой будет разница между детьми. И это не простой вопрос: отношения меду детьми будут строиться по-разному в зависимости от того, большая ли у них разница в возрасте. 

Задание в группах (10 минут на выполнение, 10 - на презентацию): Как вам кажется, какая разница между братьями и сестрами является самой хорошей для них самих? А для их родителей? Давайте сейчас поделимся на три группы: те, кто считают, что разница должна быть не больше 3 лет, не больше 7, и от 7 и больше. Каждой из групп нужно придумать как можно больше аргументов, которые бы показывали, чем такая разница в возрасте хороша.

После того, как класс поделился на группы и выполнил задание, происходит групповое обсуждение. В рамках этого обсуждения один представитель от группы выходит к доске и рассказывает, какие аргументы «за» нашла группа. После того, как все высказались, учитель (при помощи из класса) предлагает также перечислить, с какими сложностями в каждом случае может столкнуться семья.




Обращение учителя к классу: как вы думаете, есть ли какая-то разница между людьми в зависимости от того, какими по счету они родились? Если мы вспомним сказки, то первым на ум, нам, скорее всего, придёт отрывок из «Конька-Горбунка» П.П. Ершова (1834), который писал:

"За горами, за лесами, 

За широкими морями, 

Против неба — на земле, 

Жил старик в одном селе. 

У старинушки три сына. 

Старший умный был детина, 

Средний сын и так, и сяк, 

Младший вовсе был дурак. 

Братья сеяли пшеницу 

Да возили в град-столицу; 

Знать, столица та былаНедалече от села. 

Там пшеницу продавали, 

Деньги счётом принимали 

И с набитою сумойВозвращалися домой."

Значит ли это, что младший ребенок в семье - самый глупый? А помните ли вы саму сказку? Как в ней развивались события, можно ли сказать, что главный герой не отличался умом? Одним из объяснений того, почему Ивана называют дураком, является тот факт, что будучи младшим, он не получит от отца наследства, и остается «в дураках». Более подробно вы смоете прочитать о том, почему еще одного из самых популярных литературных персонажей в России зовут так странно в тексте для дополнительного чтения .На самом деле, скорее с уверенностью можно сказать, что выделяя такие характеристики героев, автор дает нам понять, что дети между собой отличаются. На это же мы можем обратить внимание в Аленьком цветочке: 

«Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчуга, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны-по той причине, что он был вдовец, и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее».

В традиционном обществе на Руси были особые правила и роли старших и младших детей в семье, которые, в частности, определяли и их отношения друг с другом; более подробно о них можно прочитать в тексте для дополнительного чтения . 

По мнению психологов, порядок рождения, место среди братьев и сестре в семье во многом определяют личностные особенности человека (и во взрослом возрасте тоже!).     

Старших детей обычно принято считать очень ответственным, сознательными, часто - с родительскими функциями. Они часто идут по пути, который хотели бы для них родители, например, осваивает какую-то конкретную профессию, или же является продолжателем семейного деда. Младшие обычно более беззаботные и «ребячливые». Младший ребенок часто обладает чувством некоторой особенности. В нем всегда больше возможностей и способностей к творчеству, креативности – младшие дети чаще становятся изобретателями и т.д. У него есть больше ощущения, что он может достичь чего угодно, но при этом имеет право играть, а не достигать. Его позиция - скорее ведомая, нежели чем лидерская. Он ожидает, что окружающие будут помогать и поддерживать. Среднему ребенку часто приходится искать свою нишу, чтобы показать себя «другим», отличающимся от старших и младших. Считается, что средние дети часто оказываются очень общительными людьми , у которых много друзей и интересов вне семьи. и в таком коллективе они взрослеют и развиваются (например, в спортивной секции, или в компании соседей-ровесников, или в турклубе и т.д.). Для близнецов же самая большая сложность – в развитии собственной идентичности, в этом они могут доходить до экстрима. Единственный ребенок может сочетать в себе серьезность старшего и ощущение особенности младшего. Они в большей степени ориентированы на взрослых. Близкие связи с родителями, труднее с друзьями и супругами. 

Обращение учителя к классу: давайте вернемся к тому, о чем говорили чуть раньше. Как стоит вести себя родителям для того, чтобы помочь своим детям жить в мире и помогать друг другу? Какие самые важные принципы должны соблюдаться? 

1.Родителям важно показать каждому ребенку, что он любим так же сильно, как и все остальные. Давайте вспомним, какие вы знаете сюжеты, в которых родители относились к детям по-разному? Например, такое часто встречается в сказках, в «Золушке». Там, правда, речь идет о мачехе, но часто бывает так, что и по отношению к своим кровным детям родители проявляют разное отношение. Как вы думаете, к чему это может приводить? Исследования показали, что детям не так важно, чтобы родители относились к ним вообще одинаково (да этот и невозможно), но чтобы они относились к ним в равной степени справедливо. Что это значит? Например, если все нахулиганили, то наказаны тоже будут все в равной степени. Конечно, помимо справедливости важно, чтобы родители относились к детям с равной любовью и теплотой. Бывает, что кто-то из детей в более тесной связи с отцом, а другой - с матерью. Если у каждого есть «свой», близкий взрослый, такая ситуация тоже нормальна. 

2.Родителям важно показывать детям, как решать конфликты, но при этом помнить о том, что степень вмешательства должна зависеть, в первую очередь, от возраста детей. Так, если ругаются или дерутся дошкольники, вмешательство родителя может им помочь. Но если речь идет о подростках, возможно, стоит дать им возможность выяснить отношения самостоятельно. В конце концов, именно в отношениях с братьями и сестрами мы в первую очередь учимся строить так называемые «горизонтальные» отношения, то есть отношения с людьми, примерно соответствующими нам по возрасту, статусу, занятиям. Учиться находить выход из конфликтов - часть этого. Есть ли у кого-то из вас брат или сестра, близкие вам по возрасту? Можете вспомнить какую-то ситуацию, в которой изначально был конфликт, но потом вы смогли сами (без помощи взрослых или с небольшой помощью) решить его? 

A.Как можно помочь детям стать ближе? Есть несколько способов и главный из них - создать ситуации, в которых дети могли бы с удовольствием и/или с пользой проводить вместе время. A.если дети играют друг с другом мирно, родителям в этот момент вмешиваться не стоит, и стоит, напротив, постараться продлить эту игру и предоставить детям для нее все необходимое 

B.если дети любят разное, родитель может попробовать организовать такую игру, которая была бы интересна обоим. Если сестра любит играть в магазин, а брат - все, что связано с космосом, можно поиграть в магазин на луне 

C.отлично, если дети могут вместе делать что-то полезное, например, ухаживать за домашним животным. Если речь идет о небольших животных, будет хорошо (для уменьшения конкуренции) завести каждому из детей по такому животному, например, крысе или хомячку; 

D.дети лучше ладят в семьях, где они (может быть, и вместе с родителями) могут петь, танцевать, обниматься, играть в подвижные игры и т.д. друг с другом. За этим стоит определенное биологическое объяснение: выработка специального гормона, называемого окситоцином, который, помимо прочего, называют еще и «гормоном счастья». Он отвечает за укрепление связей и в отношениях между людьми, и вырабатывается в таких вот ситуациях активного взаимодействия; 

E.родителям стоит чаще давать своим детям задания, которые они могут выполнить вместе как команда (вместо того, чтобы ставить их друг другу в пример, от чего отношения только ухудшатся). Например, мама может пообещать братьям, что если они вместе, помогая друг другу, смогут быть готовыми к выходу из дома ровно к 8 утра, то у них хватит времени пойти в школу длинной дорогой и посмотреть еще раз на экскаваторы на стройплощадке (многие мальчишки в детстве любят подолгу наблюдать за разной техникой). Можете еще придумать примеры таких «заданий», в которых дети внутри семьи работали бы как одна команда? 

F.Если кто-то обидел другого, надо дать ему возможность исправить ситуацию, вместо того, чтобы просто его ругать. Если в ходе потасовки один из братьев получил по носу (и такое бывает), то будет хорошо, если другой потом пойдет за аптечкой и поможет маме наклеить пластырь.  

Учитель: но, так или иначе, дети взрослеют. На ваш взгляд, важно ли сохранять близкие отношения с братьями и сестрами во взрослом возрасте? И если да, то почему? 

•Браться и сестры - это те люди, на которых можно будет опереться в трудные моменты жизни; даже в самые трагичные, например, когда умирает кто-то из близких, из старших родственников; 

•Братья и сестры могут прийти на выручку, например, если нужно помочь с детьми; если у них тоже есть дети, кузены и кузины могут проводить вместе время поочередно то у одних, то у других родителей; 

•Братья и сестры - те, у кого с вами много совместных воспоминаний, которые прожили много с вами вместе, имеют похожий опыт. Как мы помним, именно это - одна из важнейших основ дружеских отношений; 

•Совместно с братьями и сестрами можно поддерживать семейные традиции и создавать новые. 

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф