Назад к списку

Пример методической разработки к теме «Молодая семья с первенцем»

Цель: Рассмотрение особенностей жизни молодой семьи в период появления первого ребенка. Внимание уделяется как психологической, так и бытовой готовности к родительству. Учащиеся рассмотрят основные сведения о беременности и развитии ребенка в первый год жизни. 


Учитель: Начнем рассмотрение жизни молодой семьи с ребенком с бытовых приготовлений к появлению новорожденного малыша в семье. 

При подготовке одежды для новорожденного малыша стоит учесть, что ребенок будет расти очень быстро, а значит, и одежду одного размера будет носить недолго. Стоит учесть, что средняя длина новорожденного обычно 50-54 см, и исходить из этого размера при подготовке вещей. 

В настоящее время издается огромное количество литературы для родителей, посвященной задачам ухода и возможным проблемам, связанным с воспитанием. Во многом это отражает потребность последних поколений родителей в информации, касающейся воспитания. Такое положение дел во многом связано с тем, что в современном обществе появляется множество различных траекторий взросления. Существует множество моделей родительства, и выбор какой-либо зависит от позиций конкретных родителей. 

Задание: В нашей стране существует традиция недоношенные быстро растущим ребенком вещи отдавать родственника с детьми или друзьям. Некоторые родители придерживаются позиции, что вещи для новорожденного должны быть новыми. Как Вам кажется, в чем плюсы и минусы обеих точке зрения? 

Учитель: Говоря о досуге семьи, молодые родители должны понимать, что при появлении в семье малыша большинство ранее привычных форм проведения досуга в паре не некоторое время станут для пары недоступными. В большей степени это касается первого года жизни, когда ребенок с мамой находятся в очень плотной связи. Безусловно, если старшее поколение семьи, бабушки или дедушки, плотно включены в уход за ребенком, у родителей появляется больше возможностей попытаться сохранить привычные формы досуга в паре. 

Задание: Как Вам кажется, начиная с какого возраста ребенка стоит подключать бабушек и дедушек к уходу и воспитанию? Что для этого необходимо? 

Учитель: Режим сна молодых родителей во многом зависит от того, какой тип социальных ролей принят в данной конкретной семье. Если для семьи характерен традиционный уклад, то заботы по уходу и воспитанию ребенка ложатся, прежде всего, на мать, и именно ее в данном случае ждет существенная перестройка режима. Если говорить о партнерском распределении ролей в семье, в этом случае, супруги обычно предпочитают более равномерно включаться в уход за малышом – часто отцы берут на себя часть тех же функций, что и мамы: если говорить о сне, то могут по очереди вставать ночью для осуществления ухода за ребенком, тем самым позволяя молодым мамам получить лишние часы для отдыха. 

В данном вопросе, как и в случае многих других, ключевым моментом является то, насколько согласованно могут действовать родители сообща: как в одной ситуации совместно, так и по очереди. 

Задание: Как вам кажется, какой тип распределения обязанностей в семье (в соответствии с возможными социальными ролями) был бы близок именно Вам? 

Учитель: Наиболее привычным для нашей культуры вариантом при появлении в семье ребенка является усиление традиционных ролей: мужчина – «кормилец», женщина – «хозяйка». Даже если в семье оба родителя до появления ребенка были включены в активное построение карьеры и зарабатывание денег, чаще всего при рождении первенца и других детей семьи в нашей стране достаточно часто избирают именно такой вариант – временный отказ женщин от работы и посвящение себя уходу и воспитанию ребенка. Тем более, что законодательство в Российской Федерации гарантирует сохранение рабочего места матери на период ухода за ребенком до трех лет. 

В такой ситуации на мужчин в семье достаточно часто ложится дополнительная нагрузка по обеспечению материальных потребностей семьи. 

Существует также вариант и сознательного обмена социальными ролями – в этом случае задачи ухода за ребенком берет на себя отец, а мать после родов продолжает строить карьеру и зарабатывать деньги. Подобный «обмен социальными ролями» является далеко не самым типичным для нашей страны, однако, получает популярность в других странах, в частности в Скандинавии, где подобные тенденции поддерживаются на государственном уровне – отпуск по уходу за ребенком обязаны взять оба родителя. 

При появлении первенца молодых мам и пап обычно ждут различные «испытания». Матери испытывают колоссальную гормональную перестройку организма, а также давление со стороны ставших популярными «социальных образцов», далеко не всегда являющихся адекватными – во многих СМИ и произведениях массовой культуры транслируется образец того, что женщина после родов должна будто бы вести такой же образ жизни, как и до, а также в той же степени поддерживать свою привлекательность. 

Терпимость в гармоничных семьях соседствует с умением договариваться, о чем было уже не раз сказано. Однако, именно момент появления первого ребенка становится для молодой семьи проверкой этого качества не сколько «на словах», сколько «на деле». Это первое, что должны понимать супруги уже на этапе планирования пополнения в семье. Ведь именно соблюдение договоренностей, фиксирующих распределение обязанностей в новой системе семьи и действия супругов согласно этим договоренностям в конечном счете ведут ко взаимопониманию и гармонии. 

Качество соблюдения договоренностей между молодыми супругами наиболее ярко проявляется в распределении времени по уходу за ребенком, согласованности этих действий и доверию друг другу в вопросах ухода и воспитания. 

Задание: Как Вам кажется, что может помочь молодым мамам и папам справиться с перегрузками в первый год после рождения малыша? Как стоит вести себя молодым мамам и папам по отношению друг к другу с учетом особенностей описанных «испытаний» каждого из супругов? 

Учитель: Профилактике семейных конфликтов будет посвящено отдельный цикл занятий, однако, в данный момент остановимся на принципах бесконфликтных взаимоотношений, сформулированных в работе «Фамилистика. Психология и педагогика семейных отношений» (Ю.И. Шилов) 

Принципы бесконфликтных отношений в семье [цит. по Шилов, 2001]: 

•Отсутствие ворчливости. Сварливость убивает сначала любовь, потом брак. 

•Недопущение желания перевоспитать своего супруга (своей супруги). 

•Неприемлемость критики супруга (супруги) и не только на людях. 

•Искреннее восхищение его (ее) достоинствами. 

•Уделение постоянного внимания друг другу. 

•Постоянная вежливость в обращении друг с другом. 

•Чтение литературы по вопросам брака и семьи. 

Задание: Как Вам кажется, какие причины чаще всего лежат в основе конфликтов семей с маленькими детьми? 

Учитель: Рассмотрим основные сведения о развитии ребенка во время беременности и в первые месяцы жизни. 

Период беременности делится на три триместра. В первом триместре беременности закладываются основы здоровья ребенка: сердечно-сосудистая и центральная нервная системы ребенка, происходит формирование костного скелета. В первом триместре зародыш только начинает формироваться. Первый триместр беременности - самый важный период как для мамы, так и для малыша. Именно в этот промежуток времени развитие плода происходит невероятно быстро. Особенно важны первые недели беременности, когда закладываются основы здоровья будущего ребенка. Большинство женщин на таком раннем сроке не ощущает никаких особенных изменений в своем самочувствии. 

Второй триместр беременностиИменно во втором триместре большинство внутренних органов плода начинают функционировать. Мозг ребенка во втором триместре восприимчив так же, как у новорожденного, движения плода становятся заметны. 

Именно в этот период будущие мамы начинают чувствовать, как ребенок толкается в животе. 

Большинство беременных отмечают второй триместр как самое спокойное время, ведь именно в этот период они могут сохранять свой привычный образ жизни. Токсикоз и слабость, беспокоившие в первом триместре, отступили, растущий живот во втором триместре беременности пока позволяет заниматься любимыми делами и работой. 

Третий триместр очень важный период как для ребенка, так и для будущей мамы. В это время развитие плода и его рост набирает все более высокие обороты, малыш начинает активно расти и набирать вес. В 3 триместре развиваются и совершенствуются внутренние органы, рефлексы (сосательный, глотательный, хватательный и др.), ребенок начинает слышать, видеть и осязать. Появляются периоды сна и бодрствования, стремительно развивается и увеличивается в размерах мозг ребенка. 

Рассмотрим, как проходит развитие ребенка в первый год жизни. На третьей неделе после рождения начинает появляться комплекс оживления, который можно определить как особую эмоционально-двигательная реакцию ребёнка, обращенную к взрослому. 

Развитие восприятия – прежде всего слуха и зрения - начинается еще в период новорожденности и в первые месяцы жизни продолжается очень интенсивно. К трем месяцам ребенок уже способен удерживать внимание на предмете около 7 минут, малышам интересны формы и различные цветовые ощущения. Появляется способность не просто смотреть на неподвижную игрушку, но и следить за перемещающимися объектами. К четырем месяцам малыши в норме пытаются хватать игрушки, сопровождая это различными звуками, например смехом и повизгиванием. 

Литература: 

1.Быкова И. Готовимся к рождению малыша https://www.7ya.ru/article/Gotovimsya-k-rozhdeniyu-malysha/ 

2.Ибрагимова Д.Х. Сколько «стоит» российская бабушка? Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе/Под науч. Ред. Т.М. Малеевой, О.В. Синявской; Независимый институт социальной политики. – М:НИСП, 2007. 

3.Карабанова О. А. Возрастная психология. – Айрис Пресс, 2005. 

4.Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – Гардарики, 2005. 

5.Реан А. А. Семья: психология, педагогика, социальная работа //М.: АСТ. – 2010. 

6.Шилов И. Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). Практикум //СПб.: Петрополис. – 2000. 

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф