Назад к списку

Свадебные обряды и обычаи

Главной целью, которой может быть посвящено данное занятие в 9 классе, является раскрытие смысла свадьбы и свадебных обрядов для молодоженов и всей расширенной семьи.


Методические указания. Стоит обеспечить плюрализм рассматриваемых обрядов и обычаев, независимо от конфессионального состава учащихся. В целях активизации учащихся можно поручить подготовить краткие сообщения о свадебных традициях, показать значимость ответственного отношения к будущему супругу на примере великих людей (например, Сватовство А.С. Пушкина или Брак царя Николая II); по возможности свадебные традиции могут быть проиллюстрированы видеоматериалами (см. список литературы). При подведении итогов выполнения заданий учащимися следует сделать акцент на смысловом значении свадебных обрядов, отражающих ответственность решения вступить в брак, важность сознательной подготовки к этому шагу и участия на данном этапе родительских семей женихов и невест.

Учитель. Неслучайно во всех культурах, во всех странах рождение новой семьи – свадьба – всегда считалось одним из самых важных событий в жизни, а свадебным обрядам придавалось огромное значение.

Например, древние славяне к созданию новой семьи подходили крайне ответственно. Само слово «свадьба» состоит из трех частей:«сва» – небо, «д» – деяние на земле и «ба» – благословленное богами. Получается, что исторически слово «свадьба» означает «земноедеяние, благословленное богами». Вступление в семейную жизнь в первую очередь направлено на продолжение здорового и сильного рода, поэтому на создание новой пары накладывалось несколько ограничений и запретов: возраст жениха должен был быть не меньше 21 года; возраст невесты – не меньше 16 лет; род женихаи род невесты не должны были быть близки кровно.

В русской народной свадьбе долгое время сохранялись такие традиционные обычаи, как сватовство, смотрины и сговор. (Рекомендуется заранее поручить 2–3 учащимся подготовить сообщения по предлагаемым материалам, в этом случае рассказ о свадебных традициях будет представлен самими учащимися)

На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье. Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый – заявить о намерениях семьи жениха, второй – присмотреться к семье невесты, и третий – получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, то родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней.

Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха. Девушка должна была предстать во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием»: договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», т. е. скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла длиться целый месяц.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста – отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты». Без венчания в церкви брачный союз не считался действительным.

Во время венчания невеста и жених вставали на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка. После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир.

Задание 1

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сокровенное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичных обрядов славян или венчания в церкви чаще всего проходит государственная регистрация брака с последующим свадебным банкетом. Осталось ли в этом что-то от древнего уклада? Есть ли какие-то элементы традиционной русской свадьбы в современных свадебных торжествах?

(Варианты ответов: Нет, сейчас все по-другому. Да, тоже за невестой заезжает жених, есть подружки, выкуп, важное место родителей на свадьбе)

Учитель. Оказывается, многие современные традиции имеют старинное происхождение, и мы часто не знаем их глубокого значения. Например, что означает обмен кольцами? Еще наши предки надевали друг другу кольца в знак верности и нерушимого соединения перед богом и людьми. А совместное возжигание семейного очага родителями жениха и невесты – самая трогательная традиция современной свадьбы – символизирует, что брачный союз заключается с родительского благословения, объединяет два рода, ожидающих своего продолжения, это происходит «перед всем миром».

Свадебный каравай считался символом долгой и крепкой совместной жизни молодых. Традиция встречать молодоженов с караваем почти полностью сохранилась в современных свадьбах.

Но какими бы разными ни были свадебные традиции и ритуалы, как бы они не проходили, цель у них едина – укрепить союз молодожёнов и способствовать счастливой семейной жизни.

Задание 2

На территории РФ действительным браком, порождающим правовые отношения, признается только тот, который зарегистрирован в отделах ЗАГС. А какие этапы надо пройти для регистрации брака? (Ключевые моменты наглядно фиксируются на доске и сопровождаются разъяснениями учителя)

1. Подача заявления

Здесь стоит рассмотреть такие вопросы, как: Кто может подать заявление? Когда будет назначена регистрация брака?Можно ли передумать? Выбрать торжественную церемонию или обычную регистрациюбрака? В чем разница?

2. Регистрация брака

При торжественной регистрации в день свадьбы жених и невеста вместе со свидетелями, родственниками и гостями заблаговременно приходят в отделение ЗАГСа. Перед церемонией молодожены передают регистратору свои паспорта и свадебные кольца.

Первыми в зал заходят гости, затем молодожены и свидетели. Жених и невеста останавливаются посредине зала. Регистратор произносит торжественную речь. В заключение своей речи он задает вопрос каждому из молодоженов, согласны ли они быть мужеми женой. После утвердительного ответа жених и невеста подходятк столу и расписываются в Книге актов гражданского состояния.

После молодых росписи оставляют и свидетели.

Жених и невеста обмениваются свадебными кольцами. Регистратор объявляет виновников торжества мужем и женой. Им вручается свидетельство о регистрации брачного союза. Молодожены скрепляют свой союз поцелуем и принимают поздравления от гостей. Первыми по традиции к молодым супругам подходят родители, а затем остальные присутствующие.

На этом официальная часть заканчивается, и новобрачные покидают ЗАГС.

Молодые вправе выбирать неторжественный порядок проведения церемонии. На неторжественную регистрацию можно пригласить родственников и друзей, но в большинстве случаев женихи невеста ограничиваются свидетелями или приходят вдвоем. Молодожены решают сами, что им надеть, при этом стоит учитывать,что неторжественная свадьба имеет такое же огромное значение в жизни влюбленных, как и торжественная. Заявители приходят в ЗАГС в назначенный день и время. Отдают инспектору ЗАГСа паспорта на оформление, который проверяет данные и формирует актовую запись. На свидетельстве о браке молодожены ставят свои подписи, затем оно заверяется печатью и подписью заведующего ЗАГСом. В паспортах обоих супругов ставится печать с датой заключения брака. После этого заявители приглашаются в кабинет, где ставят свои подписи в регистрационном журнале и получают свидетельство о браке. На этом неторжественная регистрация брака заканчивается.

Работа в группах

Многие молодожены мечтают сегодня о торжественном проведении свадьбы, включающей не только регистрацию, но и празднование этого события с приглашенными гостями. Подготовка к этому событию, продумывание всех деталей является очень важной, волнующей и занимает много времени. Какие основные элементы составляют подготовку свадьбы? Обсудите в группах, как каждый из вас сейчас представляет себе все эти этапы и детали своей будущей свадьбы. Какие ожидания от этого дня есть у каждого из вас? Как вы думаете, отличаются ли ваши ожидания и представления от ожиданий и представлений старшего поколения на каждом этапе? Могут ли возникнуть конфликты на этой почве? (Учащимся предоставляется список элементов подготовки свадьбы для обсуждения)

Основные элементы подготовки свадьбы: выбор дня регистрации и церемонии проведения регистрации; выбор нарядов (платья невесты, костюма жениха); определение места проведения празднования; разработка сценария свадьбы (тамада, свадебный танец, речи и т.п.); приглашение гостей: кого принято приглашать на свадьбу, кого хотят видеть молодые; проведение праздника – важные правила поведения молодых во время празднования, соблюдение традиций и обычаев; подарки на свадьбу; свадебное путешествие.

Если есть время, учащиеся выслушивают и обсуждают подготовленные сообщения о сватовстве А.С. Пушкина и браке Николая II.


Приложение 1. Свадебные обряды и обычаи

Благословение

Благословить – значит передать под покровительство Бога. Это таинство совершается Святой иконой: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы. Иконы эти находятся в «красном углу». Нередко ими благословляли несколько поколений. Они становятся семейно-родовой святыней.

Венчание

Как «венчают» в церкви? Над головами жениха и невесты держат венцы. Что они означают? Это венцы мученические. Церковь нас таким образом вразумляет и предупреждает, что люди вступают в брак не столько для наслаждений и радостей (которые, конечно, есть в супружеской жизни), сколько набраться великого друг к другу терпения.

Свадебные обряды разных религий

Православные христиане. Родительское благословение – самый распространённый ритуал, отличающийся не только торжественностью, а и глубиной. Для его проведения в традиционном трактовании участники (родители с обеих сторон и пара) должны быть крещёными. Нужно купить 2 иконы: икону Богородицы – для невесты и икону Христа Спасителя – для жениха. Родители готовят напутственную речь, которая произносится с иконами в руках на пороге дома невесты после совершённого выкупа. Эти иконы передаются молодожёнам и хранятся в их доме всю семейную жизнь.

Католики. В этом христианском ответвлении слова «свадьба» и «венчание» означают одно и то же. Особое внимание уделяется не столько самой церемонии, сколько подготовке к ней. Обручальными кольцами пара обменивается ещё на этапе помолвки после того, как пастор проведёт в доме невесты во время этого события особую мессу. Накануне молодым устраивают посиделки с уже состоявшимися супружескими парами, которые делятся с ними своим опытом. Это напоминает тёплую дружескую вечеринку, во время которой жених и невеста узнают много нового. В день венчания ворота церкви обвешивают металлическими предметами, начиная от замков и заканчивая ложками, символизирующими достаток будущей семьи и количество детей.

Мусульмане. Свадебные обряды у мусульман идут в строгой последовательности. Брак не будет считаться признанным, если не было этапа сговора (договора) и следующим за ним махра. В первой части упомянутой связки молодожёны особыми словами свидетельствуют о добровольности вступления в брак, а во второй – муж выделяет жене имущество, которое при любых обстоятельствах останется у неё. Это могут быть драгоценности, определённое количество денег или оформленное право собственности на имущество. Непосредственно во время свадьбы невеста переходит из родительского дома в дом супруга.

Иудеи. Еврейские религиозные традиции предполагают заключение брака под хупой – специально построенной беседкой, сквозь которую можно увидеть небо. Зачитывается ктуба – письмо, в котором есть перечень обязательств супругов друг перед другом. В одних случаях текст содержит основные постулаты семейной жизни, основанные больше на психологии, а в других – всё, вплоть до бытовых обязательств. Во время веселья практикуют танцы на стульях, где мужчину и женщину, сидящих на стуле, группа мужчин кружит в воздухе.

Буддисты. Свадебный обряд у представителей этого религиозного направления совершается в храме. Жених и невеста надевают на шею длинные гирлянды из белых цветов, посредством которых потом соединяются с монахами. Те читают молитвы. По их окончании монахам положено угощение. После завершения трапезы монахи рисуют на лицах мужчины и женщины необычные узоры, которые содержат в себе священные знаки-обереги.

Свадебные обычаи разных народов

Для славянских народов характерны ритуалы с выкупом невесты, караваем и дневными гуляньями.

Англичане придерживаются правила «трёх вещей»: наряд невесты должен содержать деталь голубого цвета, уже ношенную и абсолютно новую вещь.

Греки во время выпечки ритуального хлеба в канун свадьбы обсыпают друг друга мукой. Каравай не вручают молодым, а кладут на входе в дом жениха. Невеста должна перешагнуть через него.

Немецкие пары на свадьбе совершают обряд питья вина. Пригубив немного этого напитка, муж передавал бокал жене. Та разливала остатки вина вокруг возлюбленного, чтобы отогнать все соблазны, затем бросала свадебный сосуд через спину – разбитая посуда на счастье.

Чеченская свекровь встречает невестку на пороге своего дома со сладостями, а при входе последней гости издают как можно больше шума – чем громче, тем лучше.

Азербайджанская подружка невесты перед свадьбой вручает ей подарок в виде украшенной ветки дерева, но в дом его заносит жених под громкие песни своих друзей.

Китайская невеста должна иметь в своём наряде элемент красного цвета.

Американцы привязывают к выхлопной трубе автомобиля, в котором едут молодожёны, гирлянду из консервных банок, чтобы те грохотали.

Подробнее о семье, свадьбе и свадебных обычаях можно прочитать в нашем методическом материале «Представления о семье в разных религиях: православии, исламе, иудаизме» и в материале «Свадьба как культурный феномен и важное событие в жизни молодой пары».


Список литературы и интернет-источников:

1.Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб., 2005.

2.Карцева Л.В. Семьеведение: Книга для учителя: учебно-методическое пособие / под науч. ред. Л.В. Карцевой. – 3-е изд-е, перераб. и доп. – Казань: Казанский государственный институт культуры, 2016.

3.Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М.: Благо, 2002.

4.Протоиерей Илия Шугаев. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2016. – 35 с.

5.Семья: психология, педагогика, социальная работа / под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ, 2010.

6.Шнейдер Л.Б. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни // Семейная психология: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. С. 117 – 144.

7.Бадалова Е.Н. Классный час, 11 класс. Гражданский и официальный брак [Электронный ресурс] // http://ped-kopilka.ru/blogs/50679/grazhdanskii-i-oficialnyi-brak.html

8.Видеоматериалы:

«Свадебные обряды на Руси» [Электронный ресурс]. URL:https://ok.ru/video/306457874923 (дата обращения: 27.11.2020).

«Свадьба по старым русским традициям» [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QVB2YVC3Usk (дата обращения: 27.11.2020).


В статье использованы материалы следующих авторов и изданий:

1.Семьеведение (Основы семейной жизни) для учащихся 9–11 классов общеобразовательных учреждений: учебно-методическое пособие / А.А. Реан, И.А. Коновалов, Н.Л. Москвичева, М.А. Новикова; под ред. А.А. Реана. – М.: Изд-во Арткитчен, 2019. – 282 с. 

© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф