Назад к списку

Что значит быть родителем?

В настоящем материале раскрываются особенности воспитания детей молодыми родителями - мотивы, семеный быт, понимание ребенка родителями , детские кризисы и многое другое.


Цель:Дать представление о мотивции появления в семье детей, различных аспектах готовности супругов к родительству. Рассматриваются отличия роли отца и матери в воспитании ребенка. Внимание также уделяется базовым психологическим и педагогическим знаниям как важной составляющей готовности к родительству. 

Основные вопросы для обсуждения: 

•Мотивы появления в семье детей 

•«Составляющие» процесса воспитания 

•Роли матери и отца в процессе воспитания

•Базовые представления о кризисах развития 

•Принципы контроля поведения 

•Роль старшего поколения семьи в воспитании 

Теоретическая справка

Существует множество мотивов появления в семье детей. Можно выделить конструктивные и неконструктивные мотивы. Конструктивные – мотивы, благодаря которым можно предположить, что дальнейший опыт воспитания будет, скорее всего, успешным, т.к. именно наличие конструктивных мотивов свидетельствует в пользу того, что пара действительно готова взять на себя новую ответственность, связанную с появлением ребенка. К конструктивным мотивам относятся: продолжение рода, потребность заботы о ком-то, желание передать свои знания и умения.Наличие неконструктивных мотивов среди причин, по которым человек или пара хочет иметь ребенка, является некоторым «тревожным знаком» того, что в дальнейшем в семье могут возникнуть проблемы. К неконструктивным мотивам относятся, прежде всего, страх одиночества и влияние или, можно сказать, «давление» со стороны родственников или общества.Сами по себе желания, которые двигают молодых людей к обретению статуса родителя, не могут однозначно предсказать, справится ли семья с задачами родительства или нет. Ключевым моментом, конечно же, является поведение супругов.Наиболее важным моментом является, готовы ли супруги в одинаковой степени принять на себя новую ответственность и перестроить свою будущую жизнь в связи с появлением новых задач и обязанностей.Несовпадение в вопросах готовности к становлению родителем может быть и зачастую является серьезной причиной для множества конфликтов в семьях. 

Важную роль играют вопросы перестройки семейного быта после рождения ребенка.Многие воспитательные установки и «приемы» человек перенимает у своих родителей. Опыт жизни в родительской семье является, во многом, ключевым – именно в детстве у человека складывается представление о том, какие способы общения и воспитательные приемы являются приемлемыми, а какие нет.Возможен вариант, когда молодые супруги принимают решение выстраивать свою воспитательную стратегию исходя из установок, отличных от тех, что приняты в их родительских семьях. В этом случае очень важна коммуникация между супругами и то, в какой степени они готовы следовать обоюдно достигнутым договоренностям. 

Процесс воспитания имеет ряд очень важных «слагаемых»: эмоциональная поддержка, умение осуществлять контроль над поведением, умение быть примером для подражания, умение вовремя дать совет и поделиться жизненным опытом в том объеме, который ребенок сможет усвоить в данной конкретной ситуации.Особенности эмоционального общения с родителями ложатся в основу привязанности. Воспитание не может осуществляться эффективно и без контролирующего воздействия. Слишком жесткое воспитание не может не сказаться на эмоциональном развитии человека. Слишком мягкое воспитание приводит к тому, что ребенок становится «капризным» и «разбалованным».Это не ни в коем случае не отменяет контроль поведения – наоборот, это необходимо делать в адекватной форме: эффективность какого-либо запрета гораздо выше в случае, если ребенок получает словесное объяснение и обоснование того, почему этот запрет введен. 

Очень важным качеством родителя является умение понимать актуальные чувства ребенка, уметь их называть и на основе этого учить ребенка контролировать негативные последствия переживания тех или иных чувств.Для того, чтобы процесс воспитания протекал гармонично, необходим вклад как матери, так и отца. Однако, вклад в воспитание матери и отца отличается.Роль матери наиболее сильно важна в младенческом возрасте – от общения ребенка и матери в первые месяцы и годы жизни зависит то, насколько у ребенка будет формироваться чувства доверия к миру, которое необходимо для гармоничного развития ребенка и является основой последующих отношений с людьми.Условно «задачу» воспитательных действий и позиции отца можно обозначить следующим образом – помочь в воспитании тех качеств, которые помогут справиться ребенку с теми задачами и проблемами, которые могут возникнуть у него в дальнейшей жизни. 

В данной теме мы также остановимся на кризисах развития ребенка в различных возрастах. Кризис первого года жизни связан с развитием самостоятельности ребенка с одной стороны, и столкновением с первыми запретами родителей - с другой. Кризис трех лет также выражается в активном несогласии с требованиями взрослых. Однако в данном случае, это проявляется в таком поведении, как упрямство, своеволие, капризы. Именно в этот период очень важно развить различные стратегии взаимодействия с ребенком – нельзя физически наказывать ребенка за непослушание, но и нельзя во всем уступать. Во многом разрешение этого кризиса зависит от совместных действий ребенка и родителей.К проявлениям кризиса семи лет помимо вновь возросшего непослушания относят также отказ от детских игр, манерничанье и копирование поведения взрослых, плохую переносимость критики, потерю спонтанности.

Рассмотрим основные принципы выстраивания контролирующего поведения: 

•Практики «позитивного внимания» 

•Радость от позитивных моментов в общении с ребенком и отмечать их 

•Важность совместно проведенного времени 

•Игнорировать незначительные проявления непослушания 

•Поощрение спонтанного послушания 

В любящих семьях нет «хронических» проблем с непослушанием, в атмосфере любви изначально ребенок доверяет родителям и слушается их. Отношения молодой семьи и старшего поколения являются немаловажным условием эффективности воспитания, осуществляемого семьей. Для гармоничного развития ребенка желательным является участие бабушек и дедушек в воспитании – через них передаются семейные традиции, ребенок может лучше узнать историю своей семьи именно из их рассказов.


Примеры заданий: 

Как Вам кажется, как могут вести себя родители по отношению к детям, у которых преобладают конструктивные мотивы появления детей в семье? 

Если это возможно, поделитесь, пожалуйста, с группой Вашим личным опытом – кто из Вашей семьи является для Вас примером для подражания?

 Вопрос для тех, кого есть младшие братья или сестры. Не могли бы Вы поделиться с группой, какое участие Вы принимаете в воспитании младшего брата или сестры, и как Вы понимаете, как надо поступать правильно в вопросах воспитания, на кого Вы ориентируетесь? 


Источники: 

1.Карабанова О. А. Возрастная психология. – Айрис Пресс, 2005. 

2.Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – Гардарики, 2005. 

3.Козьмина Я. Я., Сивак Е. В. Влияют ли на родительскую самоэффективность разногласия с родственниками по поводу правил воспитания и ухода за ребенком? //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2015. – Т. 18. – №. 4. – С. 81. 

4.Петрановская Л. https://letidor.ru/psihologiya/lyudmila-petranovskaya-esli-rebenok-v-isterike-ostavte-ego-v-pokoe.htm 

5.Реан А. А. Семья: психология, педагогика, социальная работа //М.: АСТ. – 2010. 

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф