Назад к списку

«Семейный навигатор» прокладывает маршрут к семейной грамотности подростков

Как в науке, так и в сознании людей в настоящее время утвердилось мнение о существовании определенных закономерностей семейной жизни, о возможности оказывать влияние на семейные взаимоотношения. Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. 


Сегодня институт семьи переживает значительные трудности. Увеличивается число проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития. Должна ли и способна ли существующая система образования и воспитания в школе компенсировать социальные недочёты в становлении молодого человека-гражданина как в будущем ответственного супруга и родителя? Есть ли ресурс у официальной педагогики в воспроизводстве личной культуры семьянина, начиная со школьной скамьи? 

Очевидно, что необходима поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенциала. Необходимы знания о жизненном цикле семьи, об основных особенностях семейных взаимоотношений, о специфике семейных конфликтов, поэтому важно начинать семейное воспитание еще в школьном возрасте. 

Овладение основами семейной грамотности тем более важно, что сегодняшние юноши и девушки — это завтрашние папы и мамы, от которых зависит воспитание будущих поколений, так как семейное воспитание является одним из решающих факторов формирования личности ребенка. Упущения в семейном воспитании слишком дорого обходятся обществу и поэтому необходимо еще более активное воздействие на процесс семейного воспитания путем подготовки молодежи к своим будущим материнским и отцовским обязанностям. 

Подготовка молодежи к семье есть органическая составная часть подготовки ее к жизни. Без системной, планомерной и последовательной подготовки не может быть гармоничного взросления и последующего успешного прохождения всего самостоятельного жизненного пути. Очевидно, что в современных условиях уже не стоит вопрос «учить или не учить». Сегодня необходимо отвечать на вопрос «как учить». 

В 2012-2017 г.г. специалистами Регионального движения «Семья», Фонда общественного развития «Мир без границ» и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования проводилась работа по созданию, апробации и внедрению в процесс школьного воспитания элективного курса «Семьеведение. Культура взаимоотношений». В рамках этой деятельности были разработаны программа, учебно-методическое пособие для учителей, книга для чтения и рабочая тетрадь для учащихся, организована работа с педагогическими кадрами, проводилось обучение учащихся 8-9-х классов, регулярная работа с родителями в школах г. Уфы Республики Башкортостан и г. Урая Ханты-Мансийского автономного округа. 


Курс предполагает освоение учащимися предмета в четыре этапа, каждый из которых соответствует разделам курса: «Семья как ресурс для формирования личности», «Мужчина и женщина», «Культура взаимоотношений», «Семейные ценности». 

Главной задачей первого раздела курса «Семья как ресурс для формирования личности» является формирование потребности подростков в изучении предмета, которая в последствии трансформируется в мотивы для создания в будущем крепкой и здоровой семьи. 

Второй и третий разделы последовательно вводят подростков в мир мужественности и женственности, определяя физиологические, психологические, социальные особенности и различия между мужчиной и женщиной, их роли в семье, в том числе в воспитании детей и семейной ответственности. Блок уроков раздела «Культура взаимоотношений» дает представление о безграничных потенциальных возможностях семейной пары, грамотно строящей свои отношения, о причинах возникновения семейных конфликтов и принципах их разрешения. Блок содержит представление о культуре отношений между мужчиной и женщиной начиная от сугубо-личных, заканчивая этикетными, определяющими в обществе воспитанную женщину и воспитанного мужчину. 

В силу возрастных особенностей обучающихся в курсе намеренно обходятся такие аспекты семейной жизни как воспитание детей, экономические и юридические основы семьи и брака. 

Эксперимент показал большую эффективность. Программа получила высокую оценку Министерства образования, вызвала огромный резонанс среди учителей, родителей и главное – детей. 


Опрос учащихся, родителей и учителей до и после обучения показал рост ценности семьи и семейных ценностей в сознании школьников, а также понимание необходимости обучаться семейной грамотности: 

Если при входе в эксперимент только 18% учащихся и 35% родителей считали, что предмет «Семьеведение» необходим, то на выходе уже 74% учащихся и 83% родителей уверены, что курс «Семьеведение» полезен и уже доказал свою эффективность (рис. 1). 


До начала эксперимента наибольшей ценностью в жизни большинство учащихся (67%) отмечали материальные ценности, на выходе учащиеся (85%) выбирали такие категории, как «любовь между мужчиной и женщиной», «дети» - 84% (рис. 2). 


На вопрос «Считаете ли Вы, что созданию счастливой семьи нужно учиться?» 85% учащихся школы до начала эксперимента отвечали, что этому «нельзя научиться в принципе» и выбрали ответ «необязательно». По итогам программы уже 92% учащихся отметили, что этому «нужно учиться обязательно» (рис. 3). 


42% учителей, участвовавших в эксперименте, в своих отчетах отметили, что к концу первого года введения предмета в классах повысилась общая успеваемость, 

89% отметили, что отношения в детском коллективе стали более дружественными, толерантными и конструктивными, 

100% отметили, что повысился общий уровень культуры общения юношей и девушек. 

По итогам эксперимента Министерство образования Республики Башкортостан приняло решение об увеличении количества школ для введения дополнительной образовательной программы «Семьеведение. Культура взаимоотношений». 

В результате, данный проект реализуется сегодня в 128 школах в 4 городах и 3 муниципальных районах Республики Башкортостан. Создана рабочая группа, в которую вошли представители Института развития образования Республики Башкортостан, Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы и Регионального движения «Семья». Этой группой, совместно со специалистами министерства образования разработана дорожная карта по внедрению дополнительной общеразвивающей программы «Семьеведение» во всех 1300 школах республики. 

Как показала практика, высокий уровень подготовки педагогических кадров по предмету «Семьеведение» – это необходимое условие успешного внедрения программы. Если педагоги сами глубоко не разобрались в предмете, они не смогут качественно передавать знания и понимание ученикам. 

В конце 2018 г. проект «Подготовка учителей семьеведения через обучающий интернет-портал «Семейный навигатор», представленный Региональным общественным движением поддержки и развития семьи «Семья» Республики Башкортостан, стал победителем конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации. 

Образовательный интернет-портал «Семейный навигатор» был создан, как эффективный способ повышения квалификации педагогов. В результате обучение проводят высококлассные специалисты, много лет занимающиеся профессиональной переподготовкой преподавателей, разработкой учебно-методических комплексов, работой по пропаганде традиционных семейных ценностей, профессиональным управлением социальными проектами. Обучающая онлайн-программа, размещенная на интернет-портале, обеспечивает высокое качество подготовки преподавателей к ведению уроков семьеведения в старших классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 6 месяцев активной работы и включает в себя: 

– видео-уроки для преподавателей, подкрепленные методическими материалами на основе уже готового учебно-методического комплекта;

– онлайн-конференции, на которых учителя дают обратную связь по процессу обучения, а научные руководители отвечают на вопросы. 

При формировании курса использованы новейшие технологии в обучении взрослых: интеллект-карты, разработанные для каждого из уроков, мастер-майнд-группы поддержки, в которых учителя получают оперативную информацию по любым возникающим задачам, элементы геймификации. 

Всё это обеспечивает высокий уровень подготовки и вовлеченности участников обучения. 

Система обучения на портале очень проста в использовании, разработана многоступенчатая система технического сопровождения, работает телефон технической поддержки и чат. 

С помощью портала учитель из любой территории может пройти дистанционную программу переподготовки и начать вести предмет в своей школе. Этот ресурс открывает уникальную возможность реализовать в школах страны программу семейного образования. Все, кто уже сегодня интересуется очень перспективной и востребованной темой семейной грамотности, может подробнее познакомиться с проектом на образовательном портале «Семейный Навигатор»: https://familynavigator.ru. 

Наталья Беккер, президент Фонда общественного развития «Мир без границ», 

руководитель рабочей группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей 

Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, 

руководитель проекта «Семейный навигатор»

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф