Назад к списку

«Способы создания внутренней учебной мотивации у школьников для изучения предмета «Семеьведение»

Не секрет, что сам факт наличия какой-то дисциплины в школьной программе не является гарантией того, что дети прилежно возьмутся за ее изучение. 


В отношении некоторых дисциплин, к сожалению, порой функционируют сложившиеся негативные стереотипы (например, «алгебра – сложно», «физика - сложно, нужно только тем, кто поступит в технические вузы, не дается девочкам). Опытным педагогам каждый раз приходится задействовать весь свой профессионализм, придумывать новые ходы, для того чтобы заинтересовать детей и показать, как на самом деле каждый из предметов может быть интересен и полезен для дальнейшей жизни. 

«Семьеведение» - новый предмет для российской школы, но вышеназванные проблемы, думаю, не обойдут стороной и его. Поэтому в этом небольшом тексте хочется поделиться некоторыми соображениями относительно того, как же создать у учеников желание и интерес, или, говоря языком психологии, внутреннюю мотивацию к его изучению. 

Во-первых, представляется важным ответить на вопрос о том, для чего детям может быть нужна эта дисциплина, самому учителю, которому предстоит ее вести. Данные недавних всероссийских опросов свидетельствуют о том, что подавляющее большинство педагогов считают предмет полезным, и выступают скорее за введение его в школьную программу. Но педагогу важно найти для себя конкретные ответы: что именно лично я считаю главным в этой дисциплине? Что в первую очередь я хотел(а) бы донести своим ученикам на занятиях? Полезно вспомнить себя в их возрасте и оценить, каких знаний о человеческих отношениях, устройстве семьи, воспитании детей, отношениях с противоположным полом или, например, своими родителями Вам тогда не хватало? Еще один ход – вспомнить те вопросы, которые Вы могли слышать от учеников на вышеперечисленные темы, когда вели занятия по другим дисциплинам. Наконец, интересно обратиться и к своему собственному родительскому опыту, вспомнить, какие вопросы «про мальчиков и девочек» задавали Вам ваши дети. Если среди них были те, на которые лично Вам было не просто ответить, то наверняка сходные проблемы есть и у родителей Ваших учеников. И, значит, именно этим темам стоит уделить большее внимание при преподавании Семьеведения в школе. 

Во-вторых, чтобы заинтересовать детей, стоит поговорить с ними, и спросить уже их личное мнение, при этом, даже если ответы Вам удивят или не порадуют, стараться сохранять нейтрально-уважительную позицию по отношению к их точке зрения. 

О чем можно было бы спросить детей в преддверии начала курса?

 - О чем вы мечтали, представляя свое будущее? В 5 лет, в 7 лет, в 12? Ученики наверняка ответят что-то про профессиональную реализацию, будет также много ответов про то, что хотели стать богатыми и успешными, кто-то хотел творить добрые дела, помогать животным, или просто завести себе собаку, когда станет взрослым (потому что сейчас родители не разрешили). Стоит обратить внимание на то, сколько будет ответов (и будут ли они в принципе), связанных с созданием собственной семьи, рождением детей и т.д. Учитель акцентирует на них внимание и предлагает ученикам посмотреть на их мечты о семье со следующего ракурса. 

Мечты сбываются, если верить в них, не забывать, и прикладывать усилия для того, чтобы они сбывались. Если кто-то хочет стать успешным программистом, он много учит математику, информатику и другие полезные предметы, находит институт, в который хочет поступить, много читает книжек по этой теме и т.д. 

Если кто-то хочет собаку, ему нужно найти работу, чтобы собаку было на что кормить и показывать ветеринару, а еще чтобы было где жить вместе с собакой и т.д. Еще он много читает про породу, которую он хочет, узнает, как с ней правильно заниматься, дрессировать и т.д. 

Если мы хотим, чтобы наша семья была крепкой и счастливой, нам тоже нужно кое-что знать про ее устройство, про человеческие отношения, про воспитание детей и т.д. Всем этим мы поможем нашей мечте (или, скромнее, жизненным планам) стать реальностью. 

Поэтому мы сейчас с вами здесь, и будем заниматься именно этим предметом.

Далее детей можно спросить о том, какие у них самих есть вопросы, связанные с семьей и отношениями людей, зафиксировать их, и постараться в ходе курса периодически к ним возвращаться. 

Наконец, можно использовать следующий прием. 

Школьников можно попросить вспомнить примеры семейной жизни, представленные в литературных произведениях, которые они проходили, или же из биографий известных людей, исторических персонажей и т.д. При этом попросить их оценить, считают ли они эти семьи (истории отношений, мужа с женой, детей с родителями) и т.д. счастливыми, удачными, или же нет. Как мы с вами знаем, в классической русской литературе, к примеру, историй драматичных и даже трагических отношений очень много. Далее можно задать ученикам вопрос о том, какие советы они могли бы дать главным героям в отношении их поведения, для того, чтобы их отношения складывались лучше, семьи были более счастливыми и т.д. От этого разговора также можно переходить уже к введению в тематику предмета «Семьеведение». 

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф