Назад к списку

«Представления о семье в разных религиях: православии, исламе, иудаизме»

 Цель занятия: формирование у учащихся представлений о том, какой предстает семья в религиозных традициях, имеющих наибольшее распространение на территории нашей страны (православие, ислам, иудаизм). 


Получение учащимися знаний о том, какой являлась традиционная русская семья. Формирование знаний относительно норм семейной жизни с религиозной точки зрения (условия вступления в брак, процедура его заключения, внутрисемейные отношения и т.д.). 

 Методические указания: данное занятие носит в большей степени лекционный характер, это обусловлено особенностями материала, не предполагающими высокой степени интерактивности на уроке. Тем не менее, полезным представляется периодически в ходе занятия задавать учащимся вопросы относительно того, что они знают/слышали об особенностях семейного уклада в разных религиях. Это позволит выявить наиболее типичные мифы (которые порой становятся основанием для межконфессиональной нетерпимости) и развеять их, заменив актуальной и правдивой информацией. 

 ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ НА РУСИ 

 Устои и обряды народной жизни. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков. Трансляция традиции в чреде поколений. Общепринятые правила.

 В русской деревне, в традиционной общине, существовала понятная и четкая система ролей, которые занимались людьми в зависимости от их пола и возраста. Иными словами, и для мужчин, и для женщин было свое место в жизни и их семьи, и общины в целом в зависимости от их возраста. С возрастом менялся статус. 

 Приведем примеры. Так, для мужчины, последовательность его статусов на протяжении жизни выглядела следующим образом: парень (мальчик, юноша; с момента рождения до создания своей семьи) - мужик (женатый мужчина) - большак - (хозяин отдельного двора, глава большого хозяйства, обычно - с момента, когда мужчина с его семьей начинает жить отдельно) - старик (пожилой мужчина, который больше не является главой хозяйства). Среди парней главными достоинствами были слава и честь, бывало, что они мерились силами и в кулачных состязаниях. При этом старшие мужчины (большаки) были в ответе за парней, следили за тем, чтобы те вели себя подобающим образом, не допускали масштабных столкновений, могли наказать молодежь за излишнюю враждебность или драчливость. 

 У женщин также была определена последовательность статусов, которые они имели в течение жизни: девка (девушка от рождения до замужества) - молодка / молодая (вышедшая замуж женщина до рождения первого ребенка) - большуха, хозяйка (главная женщина в доме) - старуха (пожилая женщина, которая больше не руководит хозяйством). Для девушек, как и для парней, также очень важными были честь и слава, но для них также очень важным являлся вопрос сохранения целомудрия до брака. Слава девушки же складывалась из таких составляющих, как то, насколько богата и уважаемая ее семья, а также, насколько девушки здорова и умна. То, насколько хороший жених достанется девушке, зависело от того, насколько ловкой она показывала себя и в работе, и в песнях и плясках, а также в том, насколько достойно вела себя в различных ситуациях, была почтительна по отношению к старшим и т.д. 

 Между переходами из одного возрастного этапа в другой, как для юношей, так и для девушек существовали специальные обряды, часто заключающие в себе испытания, которые необходимо было с честью пройти. Среди ярких примеров таких испытаний - оценка старшими женщинами семьи того, насколько хорошо девочка научилась прясть. В ходе этого «ритуала первой нити» девочку без теплой одежды в зимнее время выгоняли на двор, в то время как бабушка смотрела, с какой скоростью сгорит клубок из спряденной ею нити: чем нить тоньше (и, соответственно, умелее девушка), тем это произойдет быстрее, и ее пустят в тепло. 

 Итак, парни и девки, то есть молодежь, подчинялись всем взрослым в деревне примерно в одинаковой степени, им могли сделать замечание не только их родители. К каждому старшему они должны были почтительно обращаться «дядя» или «тетя». Все менялось, когда молодые люди создавали семью. С этого момента девушка переставала подчиняться своим родителям, но переходила «в подчинение» в семью мужа. Это значит, что она обязана была слушаться как самого мужа, так и его родителей. Когда парень женился, он переставал подчиняться своей матери, но должен был продолжать быть послушным своему отцу-большаку, пока не построит свой собственный дом и не уедет туда жить со своей молодой семьей. 

 Часто бывало так, что девушка выходила замуж не в своей деревне, и оказывалась в окружении незнакомых для нее людей. Новая семья перед тем, как принять ее, устраивала молодой испытания. Например, она должна была показать свекрови и ее подругам, что хозяйственна и умела, что умеет содержать дом в чистоте. На следующий день после свадьбы свекровь могла вручить девушке веник и дать задание мести избу и двор, и это могло продолжаться до тех пор, пока свекровь не признала бы, что теперь стало действительно чисто. Примечательно, что в этом испытании «вызволить» жену мог ее новоявленный супруг, только он мог сказать своей матери и ее подругам, чтобы они прекратили испытание. Тем самым он показывал, что стал взрослым мужчиной, который больше не обязан слушать старших женщин своей семьи. 

 В традиционной семье (ярким примером которой является крестьянская деревенская семья) очень важную роль играла иерархия, которая определяла, какими должны быть отношения между старшими и младшими родственниками. 

 Так, например, очень показательными в этом отношении являются отношения невестки и свекрови (матери мужа). Невестка обязана была слушаться эту женщину, и спрашивать у нее разрешения на то, чтобы, например, выйти из дома и сходить куда-то по своим делам. Даже проведать родителей, сходить к ним в гости невестка могла, только предварительно получив разрешение свекрови. Объяснение этому достаточно простое и не связанное с тем, что у свекрови всегда дурной нрав, и ей нравится командовать. Традиционная крестьянская семья постоянно была занята разной работой (связанной как со стремлением собрать богатый урожай, так и необходимостью следить за домашними животными, скотиной, поддержанием дома и хозяйства в надлежащем состоянии, воспитанием детей и т.д.). Поэтому свекровь могла не отпустить невестку к родителям просто потому, что в доме было очень много неотложной работы. Роль старших в семье была очень важна, потому что именно от них молодые узнавали, как нужно вести себя в разных жизненных ситуациях. Когда рождался ребенок в молодой семье, именно свекровь обучала невестку тому, как нужно о нем заботиться, что делать, если он заболел и т.д. 

 Свекровь, будучи большухой, была главной женщиной в доме. Ей, «старшей женщине», нужно было следить за многими членами семьи, за их подобающим поведением - и других женщин в доме, и детей, и молодых неженатых мужчин (парней). Именно она отвечала за то, чтобы четко соблюдались все семейные ритуалы: походы в гости, свадьбы, поминки, проводы в армию и т.д. Также большуха заботилась о доме, детях (в том числе - своих внуках), о скоте. В это время более молодые женщины (например, невестка) работали в поле. 

 Большуха могла решить, в какой момент весь этот набор обязанностей становился ей в тягость, и передать свои функции молодой женщине, невестке, это называлось «передать большину». Интересно, что для этого ритуала также был выбрана специальная дата - обычно это происходило на праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). В этот день свекровь и невестка вместе готовили тесто и пекли пирог с рыбой. До этого момента молодка (невестка) не допускалась до приготовления теста, это могла делать только старшая женщина в доме. Среди других отличительных особенностей большухи было то, что именно она могла держать корову (представляете ли вы себе, что это значит, и насколько это трудоемкий процесс)? 

 Как воспитывали детей в традиционной русской семье? 

 Детей всегда было в семьях много, и они очень рано включались в семейную жизнь и с ранних лет начинали помогать родителям. Примерно до 3-4 летнего возраста ребенок считался несмышлёным, от него сложно было ожидать какой-то реальной помощи, поэтому в основном мать следила за тем, чтобы он сыт, одет, и в процессе исследования окружающего мира не навредил себе. Затем девочки (да и мальчики тоже) начинали помогать матери в поле и по хозяйству дома. Поскольку часто бывало так, что дети в семье рождались каждый год (или каждые два года), старшие всегда следили за младшими. Вполне обычной была картина, когда во время жатвы и сбора урожая (июль-август) все взрослые оказывались в поле, иногда могли отсутствовать дома больше суток. За младшими детьми в это время следили их сестры в возрасте 8-10 лет. 

 По мере взросления ребенка начинался процесс непосредственно воспитания его. Физические наказания были в ходу и считались проявлением родительской заботы; если взрослый отказывался применять к ребенку физическую силу, он сталкивался с осуждением со стороны общества, ведь тем самым он показывал, что ему все равно, вырастет ли его дочь или сын хорошим человеком. 

 Примерно с 7 лет, то есть с начала отрочества (7-14 лет) детей начинали обучать ремеслам, и эта задача возлагалась на отца, главу семейства. Ремеслу обучали мальчиков, девочки традиционно были при матерях и помогали им с младшими детьми и домашними делами. С 6-7 лет девочки учились прясть и вышивать, в 13-15 лет - ткать. Мальчики же могли вместе со старшими мужчинами уходить из дома на достаточно продолжительное время, например, вместе на рыбную ловлю или охоту. Там, «в полевых условиях» они и постигали азы того дела, мастерами в котором были их отцы. 

 Таким образом, мы видим, что, в основном, воспитание можно назвать трудовым. Но только лишь к освоению разных типов труда оно не сводилось. Родители также учили детей тому, чтобы они с уважением относились к старшим и слушались их, чтобы были милосердными, помогали калекам и беднякам, чтобы с благоговением относились к пище, особенно, к хлебу. Наконец, именно родители прививали ребенку основы знаний о православии, о религиозности и о вере. 

 Если от маленького ребенка больше всего ожидалось, что он (она) будет здоровым, ловким, сообразительным, выносливым, то к юношам и девушкам от старше 14 лет предъявлялись дополнительные требования, среди которых на первом месте была нравственность. Девушку украшали такие качества, как честь, стыд, совесть, целомудрие. Примерно с 15 лет девушка считалась готовой выйти замуж, причем решение родителей и их благословение играли решающую роль, были гораздо важнее желания молодых. 

Религиозные ценности в семейных традициях православия 

 Традиционная семья основывалась на православных традициях. Согласно православию, брак как закон положен в самом устройстве человека, и был он уже в раю, еще до грехопадения человека . Бог присутствует в самом браке всегда, этому учат отцы и учителя церкви. Христианская семья, по словам апостола Павла - это домашняя Церковь; будучи в браке, супруги словно бы поднимаются над уровнем своего единичного бытия, переходят на новый уровень и становятся тем самым ближе к Богу. 

 В православии брак - это таинство, когда союз двоих освящается, чтобы дальше они жили совместно, соблюдали христианские заветы и продолжали свой род. 

 Вопрос учителя к ученикам: знаете ли вы, что такое таинство? Какие таинства вы знаете ? 

 Брачный союз заключается с тремя целями: во-первых, для того, чтобы супруги познали в нем взаимную любовь; во-вторых, интимная близость возможна только в браке и таким образом он защищает людей от прелюбодейства. Наконец, именно в браке должны рождаться дети. 

 Говоря о взаимной любви в браке, мы должны понимать, что речь здесь идет именно о бескорыстной любви, связанной с готовностью жертвовать и терпеть. В Библии мы можем найти как примеры такой любви, так и истории любви эгоистичной, от которой людям приходят одни беды. 

 Вот что говорит об истинной, глубокой и преданной любви апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, но сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. / 1-е Коринфянам 13:4-8. 

 У супружеской любви есть цель: в ней «двое должны стать одним». Здесь говорится о том, что в любых ситуациях и горе и радость, и хорошее и плохое супруги делят между собой. Это значит, что один имеет отношение абсолютно ко всему, что делает другой. В браке люди вынуждены учиться преодолевать свой эгоизм, быть терпимыми к недостаткам близких. 

 В ходе семейной жизни супружеская любовь перетекает в новую форму любви - родительскую, когда у пары появляются дети. Любовь в браке стремится к созданию чего-то, того объекта, на который она может быть полностью распространена. Им становятся дети, согласно православию - большой дар. Важно помнить, что родительская любовь также бескорыстна и не требует ничего взамен, ведь в православии дети принадлежат богу, а не своим родителям. Последние не вправе считать, что их любовь - это такой подарок, за который они вправе рассчитывать на какую-то компенсацию. Настоящая любовь родителей радуется тому, что ребенок становится постепенно все более независимым. Обратим внимание на то, что хоть традиционная православная семья и представляется всегда многодетной, сам по себе этот факт не делает ее более «правильной». Важно - в каком духе воспитываются дети, чтобы в воспитании их присутствовали вера, любовь, целомудрие. 

 Поскольку в православии брак — это завет, то есть отношение взаимной верности, которое ничто и никогда не может нарушить, развод - всегда трагедия и крайняя мера. Православная церковь разрешает разводы, поскольку в случае измены нарушается само таинство брака, и он перестает носить первоначальный смысл. При этом совсем не приветствуются так называемые «легкие разводы». С точки зрения церкви, все люди должны стремиться к тому, чтобы сочетаться браком 1 раз и на всю жизнь. 

 Главенствующую роль в традиционной православной семье играет мужчина, муж; жена должна следовать его интересам. Семейная жизнь, благополучие супруга и детей всегда должны быть для верующей православной женщины на первом месте. Поэтому, к примеру, выбирая (или меняя) место работы, они всегда должны учитывать то, как много времен останется на дом и семью. Есть представление, согласно которому неравенство мужчины и женщины, главенство мужчины, являются следствием грехопадения, и до этого люди обоих полов были равны. Но если этот наказание для человечества, то оно носит временный характер, и потому можно предположить, что раю, где прощаются все грехи, все люди равны, и пол не играет никакой роли. 

 Но пока мы на земле, мужчина в православной семье остается ее безоговорочной главой. При этом священники предостерегают: мужчина имеет права требовать послушания от жены, только когда сам относится к ней трепетно и внимательно, как к стеклянному сосуду. Это значит, что он постоянно терпелив, ласков, отзывчив по отношению к супруге. 

 СЕМЬЯ В ИСЛАМЕ 

 В современной России живет много представителей ислама. Вы, наверняка, знаете, что люди, которые исповедуют ислам, называются мусульманами. 

 По состоянию на 2018 год, в России проживает около 30 млн. мусульман, что равно примерно 20% населения нашей страны (хотя согласно данным опросов общественного мнения, еще в 2012 году только 7% исповедовало ислам). Из списка всех мировых стран Россия по числу мусульман находится на 21 месте. Большая часть мусульман России проживают в девяти республиках: в Адыгее, Башкирии, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Татарии, Чечне. 

 Также ислам исповедуется в таких странах, как Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизстан, Узбекистан, среди жителей которых многие говорят по-русски и часть из них проживает на территории РФ. Считается, что с начала 2000х годов число мусульман в России растет, и одной из причин этого являются и определенные особенности мусульманского брака и семьи, в том числе то, что в семьях традиционно много детей. 

 Давайте познакомимся с другими особенностями мусульманского брака. 

 Учитель задает классу вопрос: какие вы знаете особенности мусульманского брака? Может быть, о чем-то вы читали в книгах, или видели в кино? 

 Ученики отвечают, один из наиболее вероятных вариантов ответа - то, что в исламе разрешено многоженство, причем мужчина может иметь столько жен, сколько пожелает. 

 Основания того, каким именно может быть брак, даны в Коране - священной книге мусульман. Шариат - это свод правил (религиозных, юридических, бытовых), которые основаны на Коране. Это - мусульманская система права. Существует ряд мусульманских стран, Конституции которых основаны на принципах Шариата . Это значит, что за несоблюдение норм ислама в этих странах предусмотрена в том числе и уголовная ответственность: например, в ОАЭ запрещено открыто проявлять свои романтические чувства на улице: за поцелуи в общественных местах можно попасть в тюрьму. 

 Россия является, согласно Конституции, светским государством, и это значит, что ни одна религия в нашей стране не может устанавливаться государственной или обязательной . 

 Что такое семья для мусульман? Семья -это одна из главнейших ценностей, и именно в правильных семейных отношениях, то есть в отношении, в первую очередь, к мужу или жене, своим детям и родителям, человек и проявляет себя как по-настоящему верующего в Бога, нравственного. Несмотря на то, что в мусульманстве нет идеи того, что мужчины и женщины одинаковы (наоборот, подчеркивается их различие, уникальная природа), очень много говорится о том, что и те и те в равной степени должны уважать друг друга, помогать друг другу. 

 Вот что говорится об отношениях мужчины и женщины в Коране, священной книге мусульман:

 «Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально-нравственными нормами. А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружатся физические недостатки и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага. [Никоим образом не спешите разрушать семью, проявите терпение и благоразумие, ведь вы и сами не идеальны.]» (см. Св. Коран, 4:19). 

 Пророк Мухаммад сказал: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим]. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу] (к своей семье)». 

 В Коране сказано: «Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них» (см. Св. Коран, 2:187). Здесь идет речь о том, что муж и жена - две половинки единого целого, каждая из которых должна оберегать другую, «укрывать» ее, как одежда, от сложностей и невзгод, которые порой случаются. Семья, дом -это то место, где человек может расслабиться, быть откровенным, чувствовать себя в безопасности. 

 Положение мужчины и женщины в семье 

 Каким должен быть муж, и какой должна быть жена, для того, чтобы брак был гармоничным и угодным Аллаху? 

 От жены ожидается, что она будет, в первую очередь, послушной по отношению к мужу, покорной. Жена должна хорошо понимать, что именно на муже лежит основная ответственность по обеспечению семьи деньгами, по «представлению» семьи в обществе, и в расширенной семье (то есть, среди других родственников), а также - и перед Богом. Основные и первостепенные задачи жены связаны с ведением хозяйства и воспитанием детей, это для нее даже важнее, чем религиозные практики: от женщин не ожидают, к примеру, что они будут держать дополнительные посты или совершать намаз (ежедневная молитва 5 раз в день), в то время как для мужчины это - обязательно. Женщина может работать, но только если в этом есть действительная материальная необходимость, а не потому, что на работу она уходит для того, чтобы отдохнуть от детей и дома. 

 Ошибочно было бы считать, что ислам предписывает мужчинам не делать никакой домашней работы. Начнем с того, что даже для женщины ведение домашнего хозяйства - желательно с точки зрения этой религии, но не является обязательным. Более того, жена имеет попросить мужа о том, чтобы он нанял помощницу по хозяйству. Для мужчины считается также крайне положительным, если он в свободное от работы и общественных поручений время помогает своей жене по дому. 

 От мужа, в свою очередь, ожидается, что он по отношению к жене будет нежным, мудрым и дипломатичным. Он должен понимающе относиться к ее слабостям. Муж обязан заботиться о материальном достатке семьи (в меру своих возможностей). Муж всегда пример для подражания своих домашних. Если он делает что-то неправильно, ему могут (и даже в довольно жесткой форме) указать на это старшие родные, местная община или общество. 

 Часто люди говорят о том, что женщина перед мужчиной бесправна и беззащитна в исламе, и что он даже может бить ее и физически наказывать, когда заблагорассудится. На самом деле, это совсем не так. Пророк Мухаммед, например, ни разу не ударил своих жен. Мужчина считается главой семьи, потому что Господь наделил его большей силой, выносливостью и эмоциональной сдержанностью. Именно последняя и считается наибольшей добродетелью. 

 На случай, если супруга грубо разговаривает с мужем, транжирит семейные деньги, не следит за домом, не ухаживает за детьми и т.д., согласно исламу, муж должен, во-первых, поговорить с ней, постаравшись понять, что стало тому причиной, и призвать к разрешению конфликта; если это не помогает - отдалиться, дистанцироваться от нее, может уйти спать с другую комнату. Если же и это не помогает, тогда муж имеет права стукнуть жену; физическое супруги наказание в исламе - крайняя мера, и Коран всячески признает так не делать. 

 Как вы, наверняка, знаете, в Библии Ева произошла из ребра Адама. В исламе также есть сопоставление женщины и ребра; когда говорится о том, что женщина подобна ребру, имеется в виду некоторая (по сравнению с мужчиной) сложность, «изогнутость» ее характера, по сравнению с мужчинами, которым присуща большая прямота. 

 Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, женщина подобна ребру! Если пожелаешь выровнять, то сломаешь, а оставив такой, какая она есть, сможешь наслаждаться семейной жизнью, учитывая ее кривизну» . 

 Здесь мужчин призывают к тому, чтобы быть более сдержанными, мягкими и деликатными по отношению к женам, потому что попытки «сломать», настояться жестко на своем, чтобы изменить женщину так, как хочется мужчине, скорее всего приведут лишь к разрыву отношений. 

 Воспитание детей 

 Дети - воплощение любви супругов друг к другу, и от того, насколько благополучными они вырастут, зависит благополучие общества. Вопросам воспитания в исламе уделяется пристальное внимание, это - одна из самых главных функций семьи . Воспитание охватывает разные сферы жизни, и его, безусловно, не сводят только к тому, чтобы ребенок получил хорошее образование (хотя это тоже важно). Выделяют физическое, интеллектуальное, морально-нравственное и духовное воспитание. 

 Большое внимание уделяется тому, что родители должны быть в общении с детьми мягкими, ласковыми, чтобы было много объятий, поцелуев и т.д. Несмотря на это, родитель для ребенка является беспрекословным авторитетом, но не тем, который может силой что-то заставить сделать или запретить. Всегда важно сначала донести до ребенка, почему нужно сделать так, а не иначе. Также между детьми и родителями должна присутствовать определенная дистанция: например, дети, достигшие совершеннолетия, должны просить разрешения войти в комнату родителей. 

 Родители должны прививать детям духовные и моральные ценности, учить их основам религии. Задача родителей - находить примеры из литературы и др., которые бы подчеркивали, к примеру, важность соблюдения нравственных норм - запрет на питание злобы, зависть, ложь и т.д. Не менее важно при этом, чтобы сами родители являлись примером такого нравственного поведения, чтобы не происходило расхождения между тем, к чему они призывают и тем, как сами себя ведут. 

 В исламе подчеркивается также важность физического развития, того, чтобы люди следили за своим здоровьем. Поэтому важной обязанностью родителей является следить за тем, как растут и развиваются их дети, за тем, чтобы у них была хорошая осанка, они правило питались и т.д. 

 Отношение к родителям и старшим родственникам

 Не менее важным представляется в исламе и доброе уважительное отношение детей к родителям, забота о них, даже если те не являются мусульманами. Перечислим основные правила поведения и обязанности, которые есть у детей по отношению к родителям: 

1.Дети всегда должны помнить о том, как много сил утратили родители на их воспитание, на то, чтобы их вырастить, помнить о том, что родители часто претерпевали боль и неудобства; 

2.Нельзя делать ничего, что могло бы обидеть родителей, нельзя повышать на них голос, нужно говорить с ними мягко, нельзя смотреть на родителей со злостью или раздражением; 

3.При родителях нужно вести себя почтительно. Например, нельзя в их присутствии оголять тело, лежать, громко смеяться и т.д. Неприемлема ситуация, если, будучи вместе с родителями в пути, ребенок находится впереди них, садится первыми т.д.; 

4.Нужно помогать родителям, в том числе - и материально; 

5.Родителей нужно слушаться во всем, только если они не требуют того, что может привести к совершению греха; 

6.Дети должны хранить честь и достоинство родителей - нельзя делать что-то, что могло бы опорочить честь семьи; 

 7.Старших сестер и братьев нужно почитать так же, как и родителей. 

Поговорим о том, кто может вступать в брак, согласно исламу, и возможен ли развод 

 Брак в исламе может быть осуществлен только между мужчиной и женщиной, которые не являются близкими родственниками (нельзя жениться на матери, дочери, племяннице, тете, падчерице, внучке), при этом и невеста и жених должны быть совершеннолетними. 

 Понимание совершеннолетия в исламе сильно отличается от того, которое закреплено в Конституции РФ (с какого возраста гражданин России считается совершеннолетним?). Наступление совершеннолетия и у мужчин, и у женщин в исламе, в первую очередь, связывается с появлением физиологических признаков полового созревания (например, появлением растительности на теле у юноши, месячных - у девушек). Таким образом, однозначно определить возраст, в котором оно наступает, невозможно, более того, среди толкователей ислама есть разногласия на этот счет. Разброс колеблется от 9 до 17 лет у девушек и 12-18 - у юношей. 

 Есть определенные требования к вероисповеданию избранницы: мужчина может жениться только на мусульманке, христианке, иудейке. При этом предпочтительно, чтобы жена была мусульманкой, потому что в этом случае она сможет правильно воспитать детей в традиции ислама. Мусульманка же при этом может выйти замуж только за представителя своей веры. Основным доводом в пользу этого является то, что в традиционных семейных отношениях главенствующую роль занимает муж, а женщина подстраивается под него и старается следовать за ним. Если муж - не мусульманин, то и жена его постепенно будет отходить от ислама. В современном мире, в светских государствах, конечно, эти правила не соблюдаются со 100% точностью, но, тем не менее, практически всегда, если девушка не знает, как поступить, за кого выйти замуж, имам (священник) посоветует ей остановить выбор именно на мусульманине (среди которых она может выбрать того, кто ей больше всего по душе). Еще одна причина, по которой желательнее с точки зрения религии, чтобы мужчины мусульмане женились на женщинах именно мусульманского вероисповедания, кстати, связана с тем, что чем больше мужчин-мусульман женятся на не-мусульманках, тем сложнее будет женщинам-мусульманкам найти себе мужа. 

 Итак, мы назвали несколько условий того, чтобы брак мог быть совершен: 

 а) жених и невеста совершеннолетние, 

 б) женщина - мусульманка (предпочтительно), иудейка или христианка, 

 в) они не являются близкими родственниками. 

 Но есть еще целый ряд условий, которые должны быть соблюдены. 

 г) со стороны невесты должен присутствовать опекун, мужчина, без этого брак считается недействительным (отец, дедушка, родные братья, племянники, дяди по отцу, двоюродные братья по отцовской линии); 

 д) на церемонии бракосочетания должны присутствовать свидетели (минимум - двое, психически здоровых, совершеннолетних, религиозных мусульман). Интересные детали: свидетели должны быть зрячими и видеть весь процесс бракосочетания, а также понимать язык, на котором ведется церемония; 

 е) это очень важный момент, относительно которого есть много мифов: согласие на заключение брака должны дать и мужчина, и женщина, в исламе браки совершаются по доброй воле обеих сторон!

 ж) о том, что брак совершен, должно быть сказано публично, при свидетелях; 

 з) жених обязан сделать невесте ценный подарок, этот дар навсегда переходит в собственность жены. Раньше размер этого подарка отменяли в дирхамах (серебряных монетах) - желательно, чтобы размер подарка был в пределах 500 дирхамов или 1500 г серебра. Как вы думаете, сколько это в рублях сегодня ? 

 В исламе разрешено многоженство, но есть строгие правила, которые его определяют. У мужчины может быть не больше 4 жен, и при этом обязательным условием такого брака является то, чтобы он всех их мог одинаково хорошо обеспечить. Что еще более важно (и очень непросто в реальности) - чтобы он абсолютно одинаково к ним всем относился, чтобы любил всех одинаково. Современные имамы (священники) прямо говорят о том, что все равно кого-то из жен муж всегда любит больше, тем самым нарушая заветы Корана. Там говорится следующее: «Женитесь на тех женщинах, что приятны вам (которые вам по душе), — двух, трех или четырех. А если боитесь вы [благоразумно осознаете], что не будете одинаково справедливы [к ним во всем], то — [только] на одной» (Св. Коран, 4:3). В целом, в исламе четко оговаривается, что лучше иметь одну жену . 

 Некоторые причины для того, чтобы взять вторую женщину в жены: 

 -невозможность первой жены иметь детей; 

 -условия военного времени, в которых женщин становится сильно больше, чем мужчин. 

 Важно, чтобы жены жили в разных квартирах, каждой последующей мужчина также должен сделать ценный подарок перед свадьбой и т.д. К детям в обоих браках должно сохраняться одинаковое отношение. Таким образом, вторая (тем более - третья и четвертая) семья -это очень непростая задача, которая требует от мужчины большой ответственности. 

 С точки зрения законов РФ, многоженство нелегально. На сегодняшний день российское законодательство не предусматривает возможности заключения больше одного брака. 

 Мусульмане могут разводиться, причем инициировать развод могут как мужчина, так и женщина. Для этого, впрочем, должны существовать серьезные причины. Так, например, в Коране сказано, что если жена потребует от мужа развода, не имея на то серьезных причин, то в рай она попасть уже не сможет. Развод в Исламе именуется «ненавистным перед Господом, но дозволенным, если иных вариантов не остается». То есть, это, безусловно, крайне нежелательная мера, но признается, что иногда - неизбежная. 

 Одним из оснований для мужчины для развода с женщиной может быть его подозрение в ее неверности; однако одного такого подозрения недостаточно. Должны быть найдены 4 свидетеля, которые подтвердят это. В случае если это невозможно, муж должен четыре раза поклясться именем Аллаха в том, что говорит правду. Жена же, в свою очередь, либо клянется в собственной невиновности, либо признает вину. Также и он, и она призывают на себя проклятья Всевышнего на тот случай, если они их клятвы - лживы. Если же никаких доказательств вины или невиновности получить невозможно, брак считается непримиримым и расторгается. 

Женщина может попросить развода по следующим причинам: 

 -муж даже минимально не обеспечивает семью материально;

 -муж тяжело заболел, в том числе, психически; 

 -из-за своей болезни муж больше не может исполнять свой супружеский долг;

 -муж уехал и отсутствует 4 и более месяцев;

 -муж систематически наносит жене вред: злоупотребляет алкоголем, бьет жену, изменяет ей; скрывает от жены, что у него появилась другая жена, или же не спрашивает у первой жены разрешения на то, чтобы взять вторую жену. 

 Жена отдает мужу тот ценный подарок, который он сделал ей перед свадьбой, муж вслух произносит, что дает ей развод. Это должно быть произнесено три раза, с временными промежутками в месяц (это делается для того, чтобы у пары была возможность всесторонне осмыслить принятое решение). Жена может снова выйти замуж (то есть считается свободной от брачных уз женщиной) спустя три месяца после развода с супругом (как вы думаете, какими могут причины выжидания такого срока)? Напоминаем, что поскольку Россия - светское государство, процедура развода вне зависимости от вероисповедания людей имеет определенную последовательность действий, связанных с официальным расторжением брака в государственных инстанциях, поэтому даже для мусульманина в России просто сказать, что он дает женщине развод, не достаточно для того, чтобы они официально считались разведенными. С другой стороны, если это не закреплено официально в брачном контракте, подарок жена мужу также возвращать не обязана.

 СЕМЬЯ В ИУДАИЗМЕ

 Сколько представителей еврейского народа проживает в России на сегодняшний день? Данные на этот счет очень сильно рознятся, так как связаны с тем, каким образом производить подсчет. В иудаизме есть понятие «Галаха» - оно обозначает традиционное иудейское право, свод законов, которые регламентируют семейную, общественную, религиозную жизнь религиозных евреев. Согласно Галахе, евреем считается только тот человек, мать которого была еврейкой. Но при этом раньше, например, в СССР, при получении паспорта (в котором была такая графа как «национальность»), молодой человек или девушка могли выбрать, запишут ли они туда национальность отца или матери. Так появлялись люди, которые по национальности относили себя к евреям, но уже по отцовской линии, что с точки зрения иудаизма - неверно. В любом случае, если отойти от этих хитросплетений и обратиться к данным переписи населения 2010 года, в которой описывался также этнический состав, евреев в России было чуть 156 тысяч. Представители же иудаизма, впрочем, говорят о том, что эта цифра существенно выше и на тот момент была никак не менее 1 млн. человек. Считается, что количество еврейского населения сильно сократилось в России по сравнению с советским периодом, (по переписи 1979 года в СССР было 1762000 евреев, в 1989 - уже 1378000). Но здесь нужно понимать, что после распада СССР из его состава вышли республики, в которых традиционно велик был процент еврейского населения, например, Украина, Молдова, Белоруссия. 

 На карте России вы можете найти такой субъект федерации, как Еврейская автономная область (как вы думаете, где она находится? сможете ли показать ее на карте?). Однако ошибочно было бы думать, что все российские евреи живут именно там. Более того, согласно данным переписи населения 2010 года, евреи в этой области составили только 1% населения. Можно с уверенностью сказать, что больше всего представителей еврейской национальности, в том числе, исповедующих иудаизм, проживает в крупных городах нашей страны, в городах-миллионниках (где в принципе и проживает большая часть населения). 

 Иудаизм - национальная религия евреев (отметим, что, конечно, не все представители этого этноса являются иудеями по вероисповеданию). Священная книга иудеев - Тора, по своему содержанию она соответствует Ветхому Завету из Библии, но в ней книги (части) идут в несколько ином порядке. Еще одно важное понятие иудейской веры - Талмуд, свод этических, юридических, ритуальных норм иудаизма. Эта книга была написана в средние века и состоит из дискуссий мудрецов-знатоков иудаизма по разным вопросам семейной, общественной, религиозной жизни. 

 Как уже было сказано раньше, один из способов стать иудеем - быть рожденным матерью-еврейкой, второй - принять иудаизм при жизни. У этого обряда есть специальное название - гиюр. Еще один важный обряд жизненного цикла евреев - бар-мицва (у мальчиков) и бат-мицва (у девочек). Этот обряд проводится по достижении 13 лет, после него мальчики считаются достаточно взрослыми для того, чтобы следовать всем заповедям иудаизма. С этого момента мальчик считается совершеннолетним. 

 На самом деле, религиозному иудею нужно следовать очень большому количеству заповедей, среди которых есть как предписания (то есть, описания того, как нужно себя вести), так и запреты. Всего же их - целых 613. Впрочем, если вы не относитесь к евреям, то вы должны соблюдать всего лишь 7 заповедей (т.н. 7 заповедей потомков Ноя) , и тогда после смерти сможете войти в Царство Небесное наряду с евреями. Среди одной из главных заповедей иудаизма - запрет на выполнение любой работы по субботам, поскольку Бог создал мир за 6 дней, а на седьмой отдыхал от трудов своих, и так же должны поступать и люди. Это распространяется даже на запрет раскрытая зонта над головой с дождливый день. Там же, в перечне 10 самых главных заповедей, которым должен следовать любой иудей, есть «чти отца твоего и мать твою», а также «не вожделей жены ближнего твоего», таким образом, мы видим, что предписания относительно семейной жизни лежат в самой основе иудаизма.  

 Какие же еще нормы семейных отношений, как брачных, так и детско-родительских, необходимо соблюдать иудеям? Давайте поговорим об этом подробнее. 

 Согласно Торе, создание семьи - это центральное событие в жизни как мужчины, так и женщины. Брак в иудаизме рассматривается как исполнение Божественного предназначения и обретение целостности. Брак, согласно Торе - это идеальное состояние человеческого бытия. 

 Выдержки из Торы:

 1) «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответствующую ему... И навёл Господь Бог крепкий сон на Адама, и взял одну из сторон его... И перестроил Господь Бог сторону, которую взял у человека, в женщину, и привёл её к Адаму. И сказал Адам: на этот раз — это кость от кости моей и плоть от плоти моей... Поэтому оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они единой плотью» (Тора, Брейшит 2) 

2) «Мужчиной и женщиной сотворил Он их и назвал им имя ЧЕЛОВЕК» (Тора, Брейшит 1) 

 Здесь говорится о том, что, по сути, тот, кто еще не создал семьи, даже не может зваться человеком в полном смысле этого слова. Существование мужа и жены вместе возможно только как единое целое, и именно в этом проявляется совершенство, заложенное в человека Богом. Только в этом целом возможно «сотворение» новой жизни, того, что сближает людей и Бога. 

 Цели брака - в первую очередь, включают в себя взаимопомощь мужчины и женщины, затем - их плотскую близость и продление и увеличение человеческого рода. 

 Безбрачие, согласно иудаизму, противоестественно, так как мужчина, который не женат, «проводит свое время в греховных мыслях», «живет без радости, без благословения, без блага». Неженатый мужчина даже не может считаться мужчиной в полном смысле этого слова. Плодовитость, большое количество детей в семье в иудаизме рассматриваются как высшее благо, а бездетность - как горе и позор. Как вы думаете, какие могут быть исторические причины подобных воззрений, закрепившихся в религии? 

 В каком возрасте евреям можно вступать в брак? Мальчик, как вы помните, считается совершеннолетним с 13 лет, и с этого возраста он может жениться. Девочка обычно (но есть исключения) считается совершеннолетней с 12 лет. Иудаизм позволяет вступать в брак девушкам уже в детском возрасте, согласно Талмуду девочка считается женщиной уже с 3 лет. Но в этом возрасте решение о том, чтобы выдать дочь замуж может принять только отец девушки, или, в случае его смерти, ее братья. Девушка старше 12 лет уже обладает свободой выбора. Отметим, что на сегодняшний день «детские свадьбы» почти не распространены в еврейском обществе, по законам многих стран они невозможны. 

 В рамках иудаизма выделяется несколько направлений, более и менее строгие с точки зрения правил, которым религиозный человек должен следовать. Ортодоксальный иудаизм не предполагают возможности брака с человеком другой конфессии. Реформистский иудаизм не имеет ничего против таких браков. Стоит отметить, что во многих странах мира не менее половины браков, в которых один из пары - иудей, заключаются с не-иудеями. 

 Каким образом происходит заключение брака в иудаизме? 

 Первый шаг в заключении брачного союза - это помолвка (предложение). Она включает в себя взаимные обещания мужчины и женщины вступить в брак, а также условия будущего брака. Часто эти условия записываются, в частности, фиксируется, какие расходы понесет каждая сторона, каким будет приданное невесты, или же сколько времени ее отец обязуется взять на себя содержание молодых. В заключение обряда разбивают тарелку, это делают мать жениха и невесты, это символ необратимости принятого решения. Помолвка имеет очень большую силу, ни в коем случае нельзя считать ее простой формальностью; порой считается, что лучше даже жениться и развестись, чем нарушить помолвку и отказаться от обещания о женитьбе. Раньше родители сами выбирали, на ком женится их сын (за кого выйдет замуж дочь), и помолвка происходила на основании договоренности родителей между собой. В помолвке принимал участие посредник, сват, который за свои услуги получал определенный процент от приданного невесты. Сейчас молодые люди практически всегда сами выбирают себе спутника жизни. Бывает так, что родители могут иметь четкое представление о том, с кем должен заключить брак их ребенок, но сегодня это уже редко становится основанием для того, чтобы брак действительно состоялся. Тем не менее, активное участие в организации свадеб своих детей родители принимают и по сей день. 

 Следующий шаг - обручение. Это уже первый этап непосредственно свадьбы. Обычно, помолвка заключается в том, что жених передавал невесте какой-то ценный предмет (это могло быть кольцо, монета и т.д.), договор о помолвке закреплялся в присутствии двух свидетелей, и невеста должна была обязательно подтвердить свое согласие. С момента, когда произошло обручение, люди (и мужчина, и женщина) перестают быть свободными: они дали друг другу клятву в присутствии других. 

 Свадьба - обычно свадебный обряд проходит в синагоге (синагога - место, где верующие иудеи собираются для молитвы, подобно церкви в православии или мечети в исламе), хотя нет запрета на то, чтобы он совершался в любом другом месте. Особых предписаний в отношении того, как должны быть одеты невеста и жених, нет, но их одежда должна быть красивой и праздничной. Обычно, впрочем, невеста - в белом платье. Обряд проводит раввин (священник в иудаизме), и присутствовать должно не менее 2 свидетелей. В начале брачной церемонии зачитывается текст брачного договора (он стандартный, в наши дни часто напечатан заранее). В нем перечислены обязанности мужа по отношению к жене, а также прописана сумма, которую он обязан будет выплатить ей в случае развода. Этот документ подписывается свидетелями. Невеста же находится в другом помещении. 

 Только после этого жених идет к невесте. Отцы невесты и жениха ведут жениха под специальный балдахин, где и состоится вся дальнейшая церемония; туда же матери жениха и невесты приводят невесту. Раввин читает текст над бокалом вина, затем бокал передается жениху его отцом, и жених отпивает из него. Мать невесты передает своей дочери бокал, и та также отпивает. Жених надевает невесте на палец кольцо и читает брачную клятву (закрепленную в ранее подписанном договоре). После прочтения вслух брачного договора раввином жених и невеста повторно отпивают вино, после этого жених разбивает бокал ногой. 

В конце свадебной церемонии жениха и невесту на несколько минут отводят в отдельное помещение, где они остаются только вдвоем (и могут немного поесть, потому что обычно в день свадьбы они должны поститься). После свадьба считается оконченной, и можно приступать к трапезе. 


© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф