Назад к списку

Готовность к родительству, как тема для дискуссии

Цель: Дать представление о мотивах появления в семье детей, различных аспектах готовности супругов к родительству. Внимание также уделяется базовым психологическим и педагогическим знаниям как важной составляющей готовности к родительству. 


Учитель: Существует множество мотивов появления в семье детей. К таким мотивам можно отнести желание продолжить свой род, наличие потребности в заботе о ком-либо, желание передать свои знания. Также мотивацией могут выступать страх одиночества и влияние со стороны общества. Среди перечисленных выше мотивов можно выделить конструктивные и неконструктивные мотивы. 

Конструктивные – мотивы, благодаря которым можно предположить, что дальнейший опыт воспитания будет, скорее всего, успешным. К конструктивным мотивам относятся: продолжение рода, потребность заботы о ком-то, желание передать свои знания и умения. К неконструктивным мотивам относятся, прежде всего, страх одиночества и влияние или, можно сказать, «давление» со стороны родственников или общества. В случае наличия данных мотивов, можно предположить, что в жизни человека или пары есть какие-либо проблемы, которые якобы могут быть решены за счет появления ребенка. Однако, такая точка зрения верной не является. 

Нужно сказать, что сами по себе желания, которые двигают молодых людей к обретению статуса родителя, не могут однозначно предсказать, справится ли семья с задачами родительства или нет. Ключевым моментом, конечно же, является поведение супругов во множестве ситуаций родительства. 

Вопросы для дискуссии: 

 •Как Вам кажется, каким образом на конкретном поведении родителей может сказываться наличие как конструктивных, так и неконструктивных мотивов появления детей в семье? 

 •А как, по-вашему, будут вести себя родители, которые решили завести ребенка под давлением общества?

 •А те, кто считают, что появление ребенка решит проблемы уже накопившиеся в семье? 

Учитель: Наиболее важным моментом является согласие будущих родителей относительно того, стоит ли семье решаться на столь ответственный шаг, как появление в семье ребенка, и готовы ли супруги в одинаковой степени принять на себя новую ответственность и перестроить свою будущую жизнь в связи с появлением новых задач и обязанностей. 

Несовпадение в вопросах готовности к становлению родителем может быть и зачастую является серьезной причиной для множества конфликтов в семьях. 

Сама по себе готовность к родительству отнюдь не ограничивается вопросами мотивации. Большую роль играет понимание супругов того, смогут ли они взять на себя новую систему социальных ролей. В случае, если несовпадение в вопросах готовности к родительству имеет своим источником не различную мотивацию, а различные точки зрения на бытовую готовность семьи, стоит сначала прийти к соглашению по бытовым вопросам и разработать стратегию их оптимизации под задачи родительства. 

Вопрос для дискуссии: Как Вам кажется, что должны запланировать молодые люди для того, чтобы ответственно подойти к вопросу появления ребенка в семье? Что нужно сделать для подготовки и в какой последовательности? 

Учитель: Многие воспитательные установки и «приемы» человек перенимает у своих родителей. Большое значение также имеет опыт «детовождения» - опыт ухода за младшими братьями или сестрами, полученный в раннем возрасте. 

Вполне возможен вариант, когда молодые супруги принимают решение выстраивать свою воспитательную модель исходя из установок, отличных от тех, что приняты в их родительских семьях. В этом случае, опять же, ключевую роль играет коммуникация между супругами и то, в какой степени они готовы следовать обоюдно достигнутым договоренностям. 

Вопрос для дискуссии: Вопрос для тех, кого есть младшие братья или сестры. Не могли бы Вы поделиться с группой, какое участие Вы принимаете в воспитании младшего брата или сестры, и как Вы понимаете, как надо поступать правильно в вопросах воспитания, на кого Вы ориентируетесь? 

Учитель: Процесс воспитания имеет ряд очень важных «слагаемых»: эмоциональная поддержка, умение осуществлять контроль над поведением, умение быть примером для подражания, умение вовремя дать совет и поделиться жизненным опытом в том объеме, который ребенок сможет усвоить в данной конкретной ситуации. Эмоциональная поддержка и, вообще, эмоциональное общение, прежде всего, с матерью, играют ключевую роль на самых ранних этапах развития малыша, хотя нисколько и не теряют своей важности в дальнейшем. 

 Воспитание не может осуществляться эффективно и без контролирующего воздействия – по мере взросления и все большего расширения своих возможностей ребенок начинает «проверять» границы дозволенного. Задача родителей как раз и заключается в том, чтобы, с одной стороны, защитить ребенка от возможного вреда (в частности, для здоровья – в первую очередь), но и дать возможность совершить свои ошибки и быть готовым осуществить поддержку или вмешаться, если это будет необходимо.Слишком жесткое воспитание и контроль приводит к развитию у ребенка агрессии – наблюдая за родителем, ребенок впоследствии воспроизводит подобное поведение, что негативным образом отражается на жизни в обществе. 

Слишком жесткое воспитание не может не сказаться на эмоциональном развитии человека. Слишком мягкое воспитание приводит к тому, что ребенок становится «капризным» и «разбалованным» - не научается соблюдать границы дозволенного и в дальнейшем привыкает использовать неконструктивные способы общения в обществе – плач, жалобы. 

Это не значит, что не надо осуществлять контроль поведения – наоборот это необходимо делать в адекватной форме: эффективность какого-либо запрета гораздо выше в случае, если ребенок получает словесное объяснение и обоснование того, почему этот запрет введен. Важным также является и то, каким тоном, и в какой форме ребенку предъявлено это объяснение. 

Вопрос для дискуссии: Представьте ситуацию: Вы собираетесь с ребенком на прогулку, а он или она отказывается одеваться и капризничает и всячески препятствует выходу на улицу. Как стоит себя вести родителю? А как не стоит? 

Учитель: Ранее уже обсуждали важность поведения родителя как примера для подражания. Ключевую роль в выборе «примера для подражания» играет то, кто является значимым другим для человека, или же значимым взрослым для ребенка. Есть известная пословица «Хотите воспитывать ребенка – начинайте с себя» - для того, чтобы требовать что-либо от ребенка нужно, с одной стороны, быть для него значимым, уважаемым взрослым, а с другой - не требовать того, к чему сами вы не способны. 

Вопрос для дискуссии: Если это возможно, поделитесь, пожалуйста, с группой Вашим личным опытом – кто из Вашей семьи является для Вас примером для подражания? Почему? А кто не из Вашей семьи, почему именно так? 

Учитель: Для того, чтобы процесс воспитания протекал гармонично, необходим вклад как матери, так и отца. Однако, вклад в воспитание матери и отца отличается.Роль матери наиболее сильно важна в младенческом возрасте – от общения ребенка и матери в первые месяцы и годы жизни зависит то, насколько у ребенка будет формироваться чувства доверия к миру, которое необходимо для гармоничного развития ребенка и является основой последующих отношений с людьми. В столь раннем возрасте общение мамы с ребенком носит эмоциональный характер. И именно от чуткости и эмоциональной отзывчивости мамы зависит благополучие ребенка. Считается, что любовь мамы в большей степени обусловлена биологически, нежели любовь отца. 

Роль отца в воспитании приобретает особую значимость несколько позже. Условно «задачу» воспитательных действий и позиции отца можно обозначить следующим образом – помочь в воспитании тех качеств, которые помогут справиться ребенку с теми задачами и проблемами, которые могут возникнуть у него в дальнейшей жизни. Иными словами, как опыт отца, так и его поведение делают весомый вклад в дальнейшую «жизнеспособность» человека в обществе. Вопрос для дискуссии: Давайте немного пофантазируем. Как Вам кажется, какое поведение Вы бы использовали, будучи родителем? Чего бы Вы ждали от Вашего ребенка? 

Учитель: Семейные отношения являются важной частью готовности к родительству. При этом стоит различать вклад «разных уровней» семейных отношений: существующие в настоящий момент отношения между супругами, опыт отношений каждого из супругов со своей родительской семьей и актуальные отношения молодой семьи со старшим поколением. Каждая из этих составляющих накладывает свои особенности как на жизнь семьи в настоящий момент, так и на воспитательную деятельность семьи. 

Актуальные отношения – те, в которых супруги находятся в настоящий момент, обуславливают в первую очередь эмоциональный «климат семьи». Именно «климат семьи» во многом сказывается и на эмоциональном состоянии малыша – на том в какой степени ребенок чувствует в семье опору и насколько надежной является его привязанность к родителям, что как следствие обуславливает возможность выстраивать отношения с окружающими.  

Другой аспект важности актуальных отношений между родителями – насколько гармонична и конструктивна их модель общения между собой. Ведь именно наблюдаемые образцы поведения родителей в дальнейшем лягут в основу поведения ребенка в обществе.

 Опыт жизни каждого из супругов в родительской семье тоже обладает необычайной важностью. Те установки и «идеалы», которые человек усваивает в семье своих родителей, зачастую переходят «по наследству» в ту семью, которую человек создает сам. Очень важно, чтобы молодые супруги разделяли взгляды и привычки друг друга, вынесенные из родительских семей. Для этого необходимо очень плотное знакомство каждого из супругов с семьей своей второй половины. Несогласие с какими-то установками может являться поводом для того, чтобы супруги выстроили свою модель родительства. Однако, это потребует высоко развитого умения соблюдения договоренностей. Безусловно, более благоприятным и «легким» вариантом является случай, когда семьи супругов изначально похожи. Однако, это бывает далеко не всегда. 

Вопрос для дискуссии: Если возможно, поделитесь с группой, какие «воспитательные приемы» и установки приняты в Вашей родительской семье? Что из этого Вы бы хотели «перенести» в свою будущую семью? 

Литература по теме: 

1.Карабанова О. А. Возрастная психология. – Айрис Пресс, 2005. 

2.Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – Гардарики, 2005. 

3.Козьмина Я. Я., Сивак Е. В. Влияют ли на родительскую самоэффективность разногласия с родственниками по поводу правил воспитания и ухода за ребенком? //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2015. – Т. 18. – №. 4. – С. 81.

4.Петрановская Л. https://letidor.ru/psihologiya/lyudmila-petranovskaya-esli-rebenok-v-isterike-ostavte-ego-v-pokoe.htm 

5.Реан А. А. Семья: психология, педагогика, социальная работа //М.: АСТ. – 2010.

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф