Назад к списку

16 октября 2019 года в Государственной Думе прошел «Круглый стол» на тему: «Профилактика асоциального поведения детей и подростков: семья, школа, общество»

Круглый стол прошёл 16 октября 2019 года в Государственной Думе, на нём выступили представители Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, Министерства Просвещения РФ; Института образования НИУ «ВШЭ»; Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; Московского педагогического государственного университета; а также представители субъектов РФ и политических партий.


Проблема асоциального поведения среди детей и подростков носит массовый характер, в следствии чего необходимо разработать комплекс мер начиная от конкретных действий «на местах» (образовательных учреждениях, организациях дополнительного образования, социального обслуживания детей и пр.), заканчивая федеральными программами, направленными на поддержку и просвещение общества в целом и семей в частности по вопросам профилактики асоциального поведения детей и подростков. Об актуальности запроса про конкретные меры профилактики и противодействия травли напоминала ведущая круглого стола Председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Тамара Плетнева

Среди спикеров следует выделить Владимира Жириновского, Руководителя фракции ЛДПР, отметившего важность обсуждаемой проблемы; Депутата Государственной Думы, телеведущую, государственного и общественного деятеля Оксану Пушкину, подчеркнувшую необходимость конкретных мер профилактики асоциального поведения с помощью работы спортивных учреждений и учреждений дополнительного образования в частности; а также Окуневу Ольгу, Первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. В своем выступлении Ольга Владимировна обращалась к вопросу необходимости внимательного отношения к школьникам, внутри- и внешкольным молодёжным организациям, педагогическому коллективу школ. Также подчеркивалась необходимость междисциплинарного и межведомственного подхода для объединения учителей, психологов, психиатров, представителей власти. 

Одним из ведущих докладчиков выступил Заведующий Лаборатории асоциального поведения Института Образования НИУ «Высшая школа экономики», доктор психологических наук, академик РАО, профессор Артур Реан. В своём докладе «Профилактика асоциального поведения: современные вызовы и практика» Артур Александрович обратился к ряду важных вопросов, касающихся семейного и школьного контекста жизни современных подростков. В частности, в сообщении был поднят вопрос «желают ли современные подростки в будущем создать семью, похожую на ту, в которой они воспитываются» – по данным исследований, проведенных Лабораторией профилактики асоциального поведения в настоящий момент около половины подростков, принимавших участие в исследовании, отвечает на указанный вопрос либо отрицательно, либо выражает сомнение. В выборке подростков, обучающихся в учреждениях закрытого типа для совершивших правонарушения, этот процент существенно выше. Второй вопрос, вызвавший широкий резонанс в рамках обсуждения на круглом столе – от кого узнают родители современных школьников об эпизодах травли, происходящих с их детьми. По данным исследований Лаборатории большинство родителей узнает о подобных явлениях от своих детей. Процент отметивших классного руководителя и школьных психологов значительно ниже. 

Фальковская Лариса, Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей, поддержала линию выступления А.А. Реана, связанную с проблематикой передачи информации между классными руководителями и учителя о случаях асоциального поведения. Она сообщила об актуальных разработках, выполненных под эгидой Министерства Просвещения – регламенте работы классного руководителя и повышении значимости работы классного руководителя в современной образовательной практике и необходимости дополнительной методической поддержки этой категории педагогов. 

Председатель попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства» Наталья Якунина в своем выступлении подчеркнула необходимость обсуждения с представителями современной молодежи вопросов культуры выстраивания будущей семейной жизни. На круглом столе была представлена информация о пособиях, изданных фондом Андрея Первозванного и посвященных тематики семьеведения. В рамках своего сообщения докладчица говорила о крайне значимых социальных проектах программы «Святость материнства», в частности подробно рассказала о проекте «Ты не одна» и подчеркнула необходимость формирования в общественном сознании отношения к семье и материнству, отцовству и детству, как к важнейшим ценностям. 

 Идею о работе в сфере социальных проектов поддержала председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Марина Гордеева. Она также высказала надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество с Лабораторией профилактики асоциального поведения в вопросах разработки профилактических мер противодействию асоциальному поведению среди детей и подростков. 

Директор Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, профессор Елена Волкова подняла крайне актуальный вопрос о роли специалистов различных профилей в профилактике асоциального поведения, а также о необходимости их работы в рамках межведомственного взаимодействия. Особенно стоит отметить крайне важное замечание Волковой, касающиеся коллективной ответственности специалистов в рамках межведомственного взаимодействия и роли профессионализма каждой категории специалистов в контексте результата, за который они несут разделенную ответственность. Также был поднят не менее острый вопрос, касающийся уровня педагогической компетентности и осведомленности родителей, чье детство пришлось на 90-е годы. 

Начальник МКУ «Управление образования» Саткинского муниципального района Челябинской области Елена Баранова отметила положительные результаты сотрудничества Лаборатории профилактики асоциального поведения и Саткинского муниципального района Челябинской области, а также выразила надежду на дальнейшее сотрудничество в рамках профилактической и просветительской работы среди педагогов, психологов и социальных работников в вопросах противодействия и профилактики школьной травли, агрессивного поведения подростков и других формах асоциального поведения. 

По результатам работы круглого стола «Профилактика асоциального поведения детей и подростков: семья, школа, общество» участниками было предложено большее внимание уделить проработке мероприятий, направленных на формирование чувства сопричастности у подростков с семьей и со школой, оказание родителям и педагогам психологической поддержки, проведения консультаций и тренингов, в том числе для педагогов-психологов. 


© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф