Назад к списку

II Международная научно-практическая конференция "Герценовские чтения: психологические исследования в образовании"

         В середине октября состоялась II Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании». Конференция проводилась в Санкт-Петербурге в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и была посвящена теме психологического и социального благополучия современных детей, подростков и молодёжи.


         Участники этой конференции представляют 9 стран мира. Среди иностранных гостей присутствовали такие учёные как – Kawabata T., профессор, директор Graduate School of Psychology (Япония); Ilieva S., доктор психологических наук, профессор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); Zoccolotti P., профессор Psychology Department Sapienza University (Италия) и другие.

         С приветственным словами в начале конференции обратились ректор РГПУ им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО, а также председатель программного комитета Сергей Богданов и заместитель председателя программного комитета, проректор по научной работе РГПУ им. Герцена, академик РАО, вице-президент РАО Лариса Цветковова, которая поприветствовала всех собравшихся от лица президента Российского психологического общества, президента Российской академии образования, декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Юрия Зинченко. Она же первой в рамках пленарных сессий представила слушателям свой доклад – «Психологическое и социальное благополучие детей, подростков и молодёжи в образовательной среде как основной критерий успешности образования».

         Далее выступил академик РАО, заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения НИУ ВШЭ, руководитель рабочей группы «Защита прав и интересов детей, а также обеспечение их безопасности» при Правительстве РФ по проведению в России Десятилетия детства Артур Реан с темой – «Школьное неблагополучие: агрессия, буллинг, дидактогении». Он отметил, что, по данным многочисленных исследований, в разных странах около 35% школьников сталкивается с буллингом. При этом, буллинг, как агрессивное поведение, значимо связан с социально-экономическим статусом семьи школьника. Так высокие показатели агрессивности у детей тесно связаны с низким материальным благополучием в семье, работой в семье только матери, а также отсутствием высшего образования у родителей, либо его наличием только у матери. С этими же социально-экономическими особенностями коррелирует виктимность детей.

         Говоря о другом факторе агрессивности детей – климате в школе, Артур Реан подчеркнул, что с одной стороны, чем он лучше, тем ниже агрессивность, но с другой стороны, высокий уровень агрессии может способствовать негативному восприятию школы и социальных контактов в ней.

         Особое внимание Артур Реан уделил дидактогениям, которые он определяет как – «причинение вреда нервно-психическому здоровью ребенка непрофессиональными действиями педагога – вербальными, невербальными, дидактическими, организационными – а также и отсутствием необходимых действий, то есть бездействием». Именно неправильное поведение педагога в школе является одним из ключевых причин распространения буллинга и виктимизации детей в школе.

         В дальнейшем о значимости психологической подготовки педагогов, но уже применительно к их профессиональной деятельности в детских садах, говорила в своём выступлении проректор по учебной работе РПГУ им. А.И. Герцена Александра Гогоберидзе.

         Вопросов агрессии в своих выступлениях коснулись и другие исследователи. Например, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий Отделом медицинской психологии Научного Центра Психического Здоровья Сергей Ениколопов рассказал о новых тенденциях в асоциальном поведении и агрессии у детей и подростков.

         Владимир Собкин, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, касаясь на конференции темы ценностных ориентаций современных подростков, отметил их изменение за последнее время, что выражается в снижении важности терминальных ценностей, имеющих отношение к успехам в рамках социального статуса. При этом, он отметил повышение ценности саморазвития для подростков, которая наиболее значима для тех из них, у кого родители имеют высшее образование.

         Помимо пленарных мероприятий на конференции состоялись открытые лекции и секционные заседания.

         Лекция председателя организационного комитета, доктора психологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Елены Волковой была посвящена психологическому портрету подросткового кибербуллинга и особенностям проведения профилактики данного явления, а также психологической помощи пострадавшим.Доктор психологических наук, профессор, декан факультета профессионального развития специалистов образования ГУО «Академия последипломного образования» Владимир Янчук выступил с лекцией, прошедшей в форме интерактивного диалога. В ней он затронул возможности, которые предоставляет для психологии социокультурно-диалогическая интердетерминистическая метатеория интеграции психологического знания.

         Много значимых тем поднималось и в секционных заседаниях. Например, Иван Коновалов, аналитик Лаборатории профилактики асоциального поведения, рассказал об исследовании особенностей принятия и гиперопеки со стороны отца в детско-родительских отношениях в рамках разных социально-демографических условий.

         Участники конференции отметили ценность развития системы психологической помощи в системе образования и психологической подготовки преподавателей, подчеркнули, что необходимо уделять большое внимание ценностно-смысловому пространству в воспитании, а также обозначили важность изучения факторов трансформации института семьи и широкого проникновения компьютерных технологий в отношении психологического благополучия. 

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф