Назад к списку

Что подростки думают о полиции, чиновниках, родителях и учителях

Чиновники и полиция — явные антигерои, родители — скорее, положительныеперсонажи, а в категории «все сложно» одноклассники и учителя. Такимистаршеклассники видят представителей значимых социальных групп, показал опрос 7тысяч российских школьников от 14 до 18 лет. 


Висследовании участвовали городские и сельские подростки изразных регионов России. Наряду с учениками обычных школ,исследователи опрашивали трудных, асоциальных детей (подвыборка 127человек). Респондентов просили охарактеризовать представителей рядасоциальных групп. Из большого списка качеств (или дескрипторов)школьники выбирали наиболее подходящие. Использовалась методика «80прилагательных» психолога, заведующего Лабораториейпрофилактики асоциального поведения Институтаобразования НИУ ВШЭ АртураРеана.Затем исследователи выделили самые частые и наиболеередкие характеристики социальных групп. 

Оценкиподростков оказались вполне единодушны, отметили встатье Артур Реан и ИванКоновалов. Так, полиция и чиновники воспринимаются негативно:респонденты подчеркивали их отчужденность и несправедливость. Родители— почти безусловный позитив. Школьное окружение выглядит пестро, что,видимо, соответствует правде жизни. Одноклассники — веселые, но ленивыеи завистливые. Педагоги — требовательные и умные, хотя много ворчат.Оценка здесь, по сути, дана изнутри: в этой среде школьники находятсяпостоянно. Зато с полицией и бюрократами большинство не сталкивались,поэтому судят об этих социальных группах, исходя из стереотипов. 

Полиция:холод и власть 

Правоохранителив глазах респондентов выглядят непривлекательно. По мнению школьников,они жестоки (57% опрошенных), злы и подозрительны (по 51%), властны инесправедливы (по 48%). Другие эпитеты из топ-10 не лучше: полицейские— холодные, наглые, озлобленные, полагают 46-47% выборки. Среди самыхредких качеств — веселость и чуткость (по 11%), скромность, мудрость иаккуратность (9-9,5%). 

Некоторые негативныехарактеристики — например, подозрительность, — вполне понятны,продиктованы профессией. Но в целом «полученный портрет не может невызывать тревоги», подчеркивают авторы. В какой степени это отражениереального поведения полиции, а в какой — отражение популярныхстереотипов, сказать сложно. 

Впрочем,чиновники в сознании подростков еще менее симпатичны. 

Чиновники:ложь и алчность 

Веснегативных характеристик этой социальной группы еще выше. Шорт-лист ихкачеств таков: жадные (74% респондентов), бездушные (68%), лживые(67%), эгоистичные (62%). 

Средичастых дескрипторов также — властность (61%), коварство (59%) идвуличие (57%), несправедливость и черствость (почти такие же цифры).Любопытно, что трудные подростки несколько более терпимо относятся кчиновникам. Можно предположить, что они чаще лично сталкивались спредставителями этой социальной группы и менее склонны характеризоватьих на основе предубеждений. 

Затоподростки из общей выборки знают о функционерах, скорее, понаслышке.Репутация этой социальной группы среди школьников во многом сложиласьна основе установок, транслируемых СМИ, родителями и другими значимымивзрослыми, полагают исследователи. 

Одноклассники:типичные подростки 

Соученикиполучили много нелестных характеристик. В описаниях лидируют ленивый(64%), завистливый и нерешительный (по 61%), нескромный (54%), глупый(53%), слабовольный (48%). Но на фоне негатива есть и яркий позитив,связанный с отношением к людям и к миру. Наибольший вес имелположительный дескриптор – веселый с 78% по выборке. В топ-10 вошлитакже любознательность (62%) и приветливость (58%). Иными словами,подростки по достоинству ценят доброжелательность и интерес к жизни.(Похожий расклад эпитетов получился и у трудных подростков. Они тожевыделяют и веселость, и лень). 

Многиехарактеристики представляют собой отсылку к «типичным проблемамподростков», полагают исследователи. 

«Частое предпочтениекачества «нескромность» можно трактовать как склонность к эпатажу,свойственную как поведению подростков в целом, так и в своем кругуобщения, даже в большей степени, – поясняет Артур Реан.— Эпатаж —возможность попробовать на прочность границы допустимого в обществе».Выбор «нерешительности», по словам эксперта, связан с подростковымикомплексами и поиском своего места в мире (наиболее яркий пример —Холден Колфилд из романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).«Слабовольность» и «лень» могут быть примером трудностей школьников ссамоорганизацией, что часто подмечают и их родители.  

Антитоп-10составили почти исключительно «взрослые» характеристики: серьезность,деликатность, семейственность, ласковость, требовательность и пр.Вполне логично, что подростки крайне редко описывали ровесников в такихтерминах. 

Педагоги:профессиональны, но раздражительны 

Учителяописаны в соответствии со своей профессией. Необходимые для неекачества у них есть, считают дети из обеих выборок. Самые популярныехарактеристики — требовательный (69%) и умный (59%). Среди другихвыделенных черт — строгость (56%), мудрость (53%) идисциплинированность (столько же) и пр. 

Вто же время, свыше половины респондентов по обеим выборкам отметиливорчливость преподавателей. Это так или иначе отражает школьнуюреальность — определенное эмоциональное выгорание учителей,комментируют авторы. 

Срединаименее встречаемых качеств — слабовольный (17%), нескромный, жадный,коварный (все по 13%) и ленивый — 9%. Но «в целом по сравнению состальными в этой категории зафиксирован наибольший процентраспространенности негативных характеристик», уточняют исследователи. 

Матери:служение семье 

Крайнезначимой для подростков, дляих психологического благополучия остаетсясемья — источник поддержки.В топ-10 качеств матерей входят только положительные. Причем лидируютте, что характеризуют отношение к другим людям (прежде всего к семье)или к делу, но не к себе самим. По оценкам подростков, материзаботливые, ласковые, добрые, аккуратные, семейственные, искренние (всекачества набрали по более чем 80%). 

Списоккачеств матерей в «трудной» выборке — очень похожий. Но в число главныхкачеств также попала авторитетность – свойство, обычно приписываемоеотцам. Это не удивительно, поскольку многие респонденты этой группы —из неблагополучных семей: у них нет либо отца (что встречается часто),либо матери, дома часто происходят конфликты. В ряде случаев «родителиприсутствуют лишь номинально». 

«Можно предположить, чтосемьи подростков с асоциальным поведением характеризуются смещениемсоциальных ролей матери и отца и, соответственно, паттернов поведенияродителей, — комментируют авторы. — Происходит снижение роли отца ивозрастание авторитета матери». 

Респондентыиз этой выборки заметно чаще описывали своих матерей как равнодушных,что вполне реалистично для этой категории. 

Отцы:контроль и доступность 

Подросткииз общей выборки чаще наделяли отцов положительными свойствами. Нокартина здесь более разнообразная, чем в случае с матерями. Весомыдескрипторы отношения к делу (ответственный — 61%) и интеллектуальныехарактеристики — умный (64%). Но среди лидеров — семейственность (68%),доброта и надежность (по 67%), заботливость (65%). 

Любопытно,что только общая выборка выделила авторитетность, мудрость,человечность и честность отцов (все — более чем по 60%). Респонденты, содной стороны, акцентируют функции контроля (авторитет и мудрость), а сдругой — эмоциональную доступность. 

Детииз другой выборки чаще, чем остальные, говорили о равнодушии отцов. 

Помнению исследователей, именно фигура отца и модель его поведения вомногом определяют и поведение подростка: станет ли он трудным или нет.IQ 

Авторыисследования:АртурРеан, заведующий Лабораторией профилактики асоциальногоповедения Института образования НИУ ВШЭ; ИванКоновалов, аналитик Лаборатории профилактики асоциальногоповедения Института образования НИУ ВШЭ 

 Автортекста: СоболевскаяОльга Вадимовна, 22 апреля

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф