Назад к списку

В рамках второго межрегионального фестиваля образования и науки в г. Сатка были проведены дискуссионные площадки и круглые столы

 23 октября 2019 г., на второй день фестиваля образования и науки прошли такие важные мероприятия как дискуссионная площадка на тему: «Образование 21 века – вызовы и возможности» и Круглый стол, посвященной работе школьной психологической службы. 


 Проведение дискуссионной площадки организовано на базе МБОУ «СОШ № 40» города Сатка. Модераторами выступили: академик РАО, председатель научного совета РАО по вопросам семьи и детства, доктор психологических наук, профессор Артур Реан; профессор РГПУ имени А.И. Герцена, директор ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости», член президиума Федерации психологов образования России, доктор психологических наук Елена Волкова; член-корреспондент РАО, главный внештатный педагог-психолог Уральского федерального округа, доктор психологических наук Ольга Зотова; советник директора по подготовке научных кадров Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ Владислав Сериков. В рамках дискуссионной площадки Артур Реан отметил в своем выступлении необходимость введения курса по Семьеведению в старших классах школы. Семья занимает высокое место в молодежной системе ценностей, однако исследования показывают, что нужно специально готовить человека к созданию семьи, в том числе во время обучения в школе. С этой точкой зрения согласны большинство подростков, принимавших участие в опросах. Программа курса «Семьеведение» для старшей школы направлена на повышение у обучающихся уровня готовности к вступлению в отношения, а также на формирование ответственного отношения к вопросам супружества и деторождения. Следующий докладчик, Елена Волкова подняла другую важную проблему современных школ, как цифровизация. Она вынесла на обсуждение вопрос о том, сможет ли компьютер заменить учителя, а также обратила внимание на такое новое явление как кибербуллинг. Являясь одной из форм буллинга, данный феномен выходит за границы школы и становится более масштабным по сравнению с другими видами травли. Важно не допускать перехода агрессивного поведения, возникшего в пределах школы, в киберпространство. Продолжил тему возможностей современных учебных учреждений Владислав Сериков, сделав в своем выступлении акцент на проблемном обучении. Так он говорил о том, что важно изначально заинтересовать ученика тем предметом, который ему предстоит осваивать, а для этого требуются усилия и правильный подход к школьникам со стороны учителя. Перед учителем в таком случае ставится более широкая задача, выходящая за рамки обычной школьной программы. 

 Также на мероприятии активно обсуждались вопросы взаимодействия семьи и школы, говорилось о необходимости повышения родительской грамотности, введения мер по профилактике девиантного поведения подростка. Поднимался вопрос о формировании современного пространства в школах, которое могло бы стать инструментом преподавания и развития школьников. В дискуссии приняли участие руководители образовательных учреждений и школьные педагоги. Между участниками состоялся обмен практическим опытом, намечены основные направления работы, выработана стратегия для дальнейшего сотрудничества. 

 После дискуссионной площадки состоялось заседание Круглого стола на тему: «Школьная психологическая служба», организованное на базе МАОУ «СОШ № 5» в г. Сатка. На заседании продолжилось обсуждение вопросов развития современных школ, однако акцент был смещен в сторону работы школьной психологической службы. В мероприятии приняли участие академик РАО Артур Реан; член-корреспондент РАО Владислав Сериков; доктор психологических наук Елена Волкова; главный внештатный педагог-психолог Уральского федерального округа Ольга Зотова. Также активными участниками заседания стали школьные психологи Челябинской области. Артур Реан обратился к присутствующим с вводным словом, обозначив тему круглого стола. Он также обратил особое внимание, что развитие школьной психологии не может идти исключительно экстенсивным путем, только за счет увеличения числа психологов в школе, хотя это и, безусловно, важно. Требуется разработка и апробация эффективных организационных моделей деятельности школьной психологической службы. По словам А. Реана, при принятой сегодня модели, которая в значительной степени является калькой клинической модели работы психолога, никакое увеличение числа психологов не даст искомого результата. В системе школьной психологической службы должна быть переоценена роль педагога, и ему должно быть отведено существенное и значимое место. 

 В своем выступлении каждый из докладчиков делал акцент на работе психологической службы, отмечались достоинства и недостатки организации деятельности психолога в современных школах. Первой с представлением своего проекта выступила Алёна Луткова, педагог-психолог, аспирант теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, лауреат всероссийского конкурса областного этапа «Педагог-психолог-2019». Психолог поделился опытом организации психологической деятельности в своей школе, продемонстрировал результаты исследования школьного буллинга и рассказал о принятых мерах по профилактике и коррекции буллинга. Елена Волкова, являясь экспертом всероссийского конкурса «Педагог-психолог-2019», выступила с предложением по возможному улучшению данного проекта, предложив классификацию буллинга и факторы, способствующие более эффективному выявлению травли в школе. Продолжила тему Ольга Зотова. В своем выступлении она остановилась на работе психологической службы в Уральском федеральном округе, отметила как положительные стороны, так и трудности в деятельности школьных психологов. Докладчик обратил внимание, что в качестве успеха можно говорить о налаженной системе взаимопомощи с коллегами. Психологи отмечают, что они могут обратиться за профессиональной помощью к супервизорам, к преподавателям ВУЗов, в которых получали образование, к своим коллегам, а также в профессиональные сообщества. Однако остаются сложности в выстраивании коммуникации с отделом образования, родителями и администрацией школы. 

 Таким образом, в ходе проведения круглого стола были обозначены основные проблемные области, требующие практического решения в школах на местах, предложены возможные способы улучшения функционирования психологической службы. Также в качестве примера были представлены проекты эффективного взаимодействия психологов с педагогами, родителями и учениками. В заседании активное участие принимали психологи из региональных школ. Они включались в проведение дискуссии, делились профессиональным опытом. Мероприятие прошло плодотворно. Участники смогли обсудить основные проблемы и пути их решения в работе школьной психологической службы. 

 Проведение фестиваля является масштабным мероприятием, способствующем взаимодействию представителей различных профессиональных направлений: историков, педагогов, психологов, научных сотрудников, общественных и политических деятелей. В рамках фестиваля затрагивались вопросы формирования интереса к научно образовательным и культурным проектам; создания условий для психологического сопровождения учащихся общеобразовательных учреждений; повышения родительской грамотности в вопросах психологии внутрисемейных отношений, воспитания и развития ребенка. Проведение данного фестиваля уже является традиционным и способствует развитию межрегионального сотрудничества, а также привлечению широкого внимания общественности.

© 2017-2019 воспитание21век.рф.  Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф