Назад к списку

XI Всероссийский форум «Вместе – ради детей! Ключевые программы партнерства» – Лаборатория социальных практик

XI Всероссийский форум «Вместе – ради детей! Ключевые программы партнерства», впервые за свою историю прошедший в online-формате 6-13 ноября 2020 года, объединил 3 000 участников из 70 российских регионов тематикой социальной сферы поддержки семьи и детства. Работу форума организовал Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данный форум проводится в целях тиражирования социальных инноваций по поддержке семьи и детства, обеспечивающих реализацию национальных целей развития и задач Десятилетия детства.


Старт форуму был дан из мультимедийного центра МИА «Россия сегодня», где прошла пленарная сессия «Стратегии благополучного детства». В ней приняли участие уполномоченный по правам ребенка при президенте России Анна Кузнецова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, ответственный секретарь Совета при президенте России по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей Лилия Гумерова, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Ольга Баталина, заместитель начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России Вадим Гайдов, заместитель секретаря Общественной Палаты Российской Федерации, директор Центрального музея Великой Отечественной войны Александр Школьник. На связь со студией вышли представители органов исполнительной власти регионов, специалисты – практики, оказывающие на местах поддержку семьям с детьми, детям-сиротам, приемным семьям, детям с инвалидностью и их родителям, подросткам, вступившим в конфликт с законом… Словом всем тем, кто нуждается в особом внимании и участии. В ходе заинтересованного диалога были обозначены главные темы Форума. Участники пленарной сессии говорили о значимости адресной помощи семьям с детьми, имеющим низкий уровень дохода, о мерах поддержки, которые адресуют таким семьям государство и специалисты социальной сферы. Обсуждалась необходимость продвижения новых походов к оказанию помощи детям с особенностями развития и их родителям, которые позволят реально повысить качество жизни таких детей и их семей. Как сберечь для ребенка главную ценность – семью? Как обеспечить для каждого ребенка защищенное, благополучное детство? Как не допустить потерь среди детского населения? Что необходимо предпринять, чтобы укрепить в обществе ценности крепкой, благополучной многодетной семьи? Темы, заявленные в повестке Форума, звучат в унисон национальным целям развития и задачам, обозначенным в планах Десятилетия детства. С таким суждением были согласны все спикеры пленарной сессии. И еще одно – тоже общее – мнение: родители и дети должны стать не просто получателями благ и услуг, а активными участниками всех социальных процессов. Только так можно обеспечить и эффективность работы, которая ведется по всей стране, и высокий уровень доверия к тем, кто ее выполняет.

Участникам форума были предложены виртуальные площадки на базе субъектов Российской Федерации, посвященные самым разным вопросам:

  • Эффективные практики социальной помощи детям и семьям с детьми, в том числе в дистанционном формате; •Подготовка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к самостоятельной жизни;
  • Сохранение и восстановление семейного окружения детей;
  • Эффективные практики обеспечения безопасного детства;
  • Повышение качества жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Эффективные практики взаимодействия региональных служб детского телефона доверия 8-800-2000-122 по обеспечению качественной экстренной психологической помощи детям и родителям.

Кроме виртуальных площадок участникам были предложены и другие инновационные форматы: концепт-презентация комплексов мер субъектов Российской Федерации по преодолению трудной жизненной ситуации, связанной с низким уровнем доходов семей с детьми, в рамках реализации национальной цели по снижению бедности; открытый диалог «Ресурсы муниципалитетов для решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» и видеомост «Формирование единой региональной системы взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна. Результаты пилотного проекта», а также Лаборатория социальных практик – «Лидеры реестра лучших практик помощи детям и семьям с детьми, внедряемых и тиражируемых фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2020 год».

«Лаборатория социальных практик», ключевым партнером которой являлось главное управление социальной защиты населения Курганской области, была посвящена диалогу между представителями научного сообщества и специалистами-практиками, на ней представляли лидеров Реестра лучших практик помощи детям и семьям с детьми, внедряемых и тиражируемых Фондом. Целью Лаборатории социальных практик являлось публичное представление и продвижение социальных практик помощи детям и семьям с детьми, получивших статус лидерских по результатам конкурсного отбора 2020 года. Участие в Лаборатории приняли эксперты, члены Экспертной комиссии по оценке лучших практик помощи детям и семьям с детьми, руководители организаций-носителей лидерских практик, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, члены делегаций субъектов РФ.

Реестр лучших практик помощи детям и семьям с детьми, внедряемых и тиражируемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – это профессиональный ресурс для руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, осуществляющих разработку и реализацию инновационных социальных программ, комплексов мер; государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций и общественных объединений, оказывающих услуги детям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Реестр формируется во исполнении п. 129 Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. Целью формирования Реестра является создание условий для тиражирования эффективных социальных практик, отобранных по результатам выполнения программ Фонда и направленных на повышение качества жизни детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Видеоконференция началась с приветственного слова заместителя председателя правления Фонда поддержи детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Нины Шихиной, она подчеркнула, что предмет разговора между участниками это вопрос о результативности социальных практик и об использовании для оценки результативности методологии доказательного подхода. Вкратце очертив инструменты доказательности эффективности практик Фонда, она отметила, что на протяжении года проходило выявление и систематизация эффективных практик, реализованных в рамках инновационных программ, проектов, комплексов мер Фонда. В итоге из 200 присланных практик 100 из них попали в реестр 2020 года, а еще 15 были признаны лидерскими, имеющими наибольшую социальную значимость. В число критериев оценки были включены следующие: эффективность практики для решения ключевых задач Десятилетия детства, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации и Национальных проектов; регламентированность практики; обеспеченность практики методическими и информационными разработками; масштабность тиражирования практики; инновационность, уникальность практики; уровень технологизации (алгоритмизация) практики и показатели результата (количественные и качественные); степень достижения и устойчивость заявленного социального результата. Как показал анализ, практики делятся на следующие тематики и типы, которые отвечают основным актуальным задачам в сфере поддержки семьи и детства, приоритетам национального развития: формирование установок на рождение и воспитание детей; профилактика семейного неблагополучия; создание условий для самореализации личности ребенка; преодоление причин потери детского населения; преодоление жизненных ограничений детей-инвалидов. С приветственным словом выступила также заместитель начальника Главного управления социальной защиты населения Курганской области Анастасия Золотухина, представив участникам Лаборатории доклад на тему «Эффективные социальные практики – инструмент системных изменений в сфере детства региона». В нем она подчеркнула, что в Курганской области внедрено около 200 технологий, методов и форм работы с семьями и детьми. Эти технологии необходимо модифицировать, подстраивая их к текущим жизненным ситуациям, применять в совокупности для достижения более устойчивого и целостного социального эффекта. В ходе доклада особое внимание было уделено типам практик, реализуемым в области: инновационным (профилактика воспроизводства бедности и профилактика асоциального поведения и др.), пилотным (подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни, подготовка детей-инвалидов к сопровождаемому проживанию, предпрофессиональная подготовка и др.) и устоявшимся (сопровождение семей с детьми, поддержка родителей детей-инвалидов, профилактика отказов от новорожденных и др.). Кроме того, вниманию слушателей была предложена схема этапов разработки и внедрения каждого из этих типов социальных практик в Курганской области, а также элементы развития комплекса региональных ресурсов и аспекты тиражирования социальных практик. Как было отмечено, среди инструментов для оценки социальных результатов и эффективности практики в области применяются опросы благополучателей, в том числе он-лайн, психологические диагностики, социометрические исследования, наблюдение специалистов за целевой группой, методический аудит, независимая оценка и т.п.

С приветственными словами выступил академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ Артур Реан. Он представил слушателям аналитический обзор лидеров Реестра лучших практик помощи детям и семьям с детьми, внедряемых и тиражируемых Фондом. Выделяя специфические особенности реализации этих практик, докладчик отметил каждую из них. Так, рассмотрев практики, реализующие такое направление работы как «Профилактика отказов от новорожденных и помощь несовершеннолетним беременным и родившим детей», он отметил, что рамках данного направления происходит работа по поддержке беременных несовершеннолетних девушек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, смежным направлением является профилактика отказов от новорожденных детей. Это, например, практика «Маленькая мама: социальная реабилитация несовершеннолетних беременных и юных матерей с детьми» (Тверская область), в рамках которой участницам предоставляется временное содержание и всесторонняя поддержка несовершеннолетних молодых мам, попавших в трудную жизненную ситуацию посредствам создания системы комплексной бытовой и психолого-медико-педагогической поддержки и их жизнеобеспечения. Данная практика проверенная и апробированная, имеет ряд аналогов и в других регионов, что подчеркивает тезис о доказательной эффективности. Говоря о направлении «Профилактика семейного неблагополучия», Артур Реан подчеркнул, что оно представлено наибольшим числом программ, и ключевыми в рамках данного направления являются технологии наставничества, социального патронажа и сопровождения. Среди нескольких практик докладчик акцентировал внимание на практике «Социальное сопровождение семей с детьми, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи» (Орловская область), которая основана на технологии социального патронажа семей, в основе которой лежит контроль за образом жизни семьи и проведение профилактической работы с ее членами. Эта работа организована как в рамках патронирующего учреждения, так и за его пределами, что обеспечивает разнообразие мест событий и проводимой деятельности. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей производится за счет зарекомендовавшего себя как эффективный формат детско-родительского клуба «В кругу друзей» и «Школы для ответственных мам и пап», а также через организацию наставничества. В этих клубах работа ведется на установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и специалистами; удовлетворение потребности семей в совместном проведении свободного времени, досуга.

Следующее направление, которое отметил докладчик, это «Подготовка детей к самостоятельной жизни, включая детей, проживающих в интернатных учреждениях и замещающих семьях». Данное направление представлено в реестре двумя практиками: «Организация постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Курская область) и «Эстафета наставников – Держим курс под флагом Добра» (г. Москва). Постинтернатное сопровождение, подчеркивает Артур Реан, предполагает наличие индивидуального наставника и интерактивное включение выпускников в клубную деятельность, в отдельных случаях применяется инновационная технология сопровождаемого самостоятельного проживания.

Другое направление, «Создание условий для самореализации личности ребенка. Профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка», также представлено двумя практиками: «Профориентация в рамках работы профмастерских «Твой выбор»» (Приморский край) и «Организация и проведение системной и комплексной профориентационной работы с несовершеннолетними «Шаг в будущее: профессия без границ» (республика Татарстан). Первая из указанных практик представляет собой программу работы организации, в рамках которой осуществляется маршрутизация индивидуальных траекторий социализации подростков, предполагающая ориентировку в ряде профессий прикладного и творческого характера (швейное дело, кулинарное дело, гончарное дело, парикмахерское искусство, создание мультимедиа материалов). Реализация этой программы предполагает четыре этапа: подготовительный, диагностический, практический, аналитический.

В направлении «Профилактика кризисных ситуаций, в том числе риска суицидального поведения» докладчик рассмотрел пример практики, реализуемой в Ставропольском крае, под названием «Профилактика и коррекция деструктивных форм поведенческих девиаций у воспитанников детских домов». Она представляет собой модель работы учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по данному направлению. Целью практики является профилактика и коррекция депрессивных состояний и профилактика суицидов среди воспитанников детского дома, попавших в трудную жизненную ситуацию. Докладчик подчеркивает, что статистика по суицидам среди воспитанников детских домов высокая, поэтому практика очень актуальна. Практика ориентирована на воспитанников подросткового возраста и состоит из пяти модулей: диагностический; психолого-педагогический; медико-валеологический; информационный модуль; работа с кадрами. Все эти модули, по словам Артура Реана, являются необходимыми, и выпадение любого из них снижает эффективность работы практики. На данный момент практика широко распространена среди различных организаций Ставропольского края – ее авторы приводят список из 17 организаций, в которых она реализуется.

Последнее направление, о котором говорит докладчик, это «Преодоление жизненных ограничений детей-инвалидов». Оно представлено практиками Тульской, Иркутской и Ленинградской областей. В качестве примера докладчик рассматривает практику «Предоставление услуг с использованием технологии социального обслуживания “Ранняя помощь детям в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям на территории Ленинградской области”». Она направлена на обеспечение возможности доступа указанных категорий семей к получению квалифицированных услуг различного профиля на территории конкретного региона. Практика представляет собой пример системы работы региона по определенному направлению. Центральным моментом, обеспечивающим изменение модели работы по решению указанных выше задач, стало внесение в нормативные акты понятия «ребенок, нуждающийся в ранней помощи», формулировка критериев нуждаемости. А также следующий комплекс мер: утверждение критериев и соответствующих документов, включающих перечень услуг, необходимых при оказании ранней помощи; разработка и внедрение в работу комплексной системы мониторинга состояния целевой группы.

Резюмируя, Артур Реан обратил внимание слушателей на то, что в настоящее время культура доказательных исследований в Российской Федерации в анализе социальной практики находится на стадии становления. Он отмечает, что в аналитической записке, посвященной практикам-лидерам, они были классифицированы по «уровню реализации». В то же время практики, отнесенные к конкретным программам осуществления воздействия, потенциально должны быть рассмотрены с точки зрения критериев доказательного подхода и получить исследовательскую апробацию, оформленную в виде научных публикаций. В настоящий момент наиболее распространенным вариантом является публикация методических материалов, что является ключевым шагом для тиражирования практик. Тиражирование через проведение системы мероприятий и через семинары, тренинги – это хорошо, но методические материалы расширяют возможность тиражирования. Однако и этот подход не всегда достаточен для однозначного обоснования эффективности. Практики, отнесенные к категории «система работы региона», ключевым критерием должны иметь оценку возможности получения доступа к услуге благополучателями. «Вместе с тем, – заключает Артур Реан, – в строгом смысле (как он распространен, в первую очередь в медицине, а теперь продвигается в образовательную и социальную сферу) доказательный подход предполагает проведение изучения эффективности практики с использованием экспериментальной и контрольной группы». В практическом смысле, в широких масштабах разработки и применения социальных практики, реализация этого критерия трудно осуществима. Однако при этом вполне осуществимым является другое требование доказательного подхода, связанное с научной обоснованностью, доказательностью, положенных в основу практики концепций, положений и методологии. Оценка реализации этого требования вполне эффективно может осуществляться методом экспертной оценкой практики. Безусловно, все из топ-15 практик обладают крайне высокой социальной значимостью и охватывают задачи профилактики ключевых зон риска негативной социализации, а их дальнейшее тиражирование должно внести вклад в развитие системы социальной поддержки в РФ.

С докладом «Лидерские практики Фонда: новые ресурсы» выступил заместитель директора направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив Михаил Истомин. Он отметил, что максимально возможные меры финансовой поддержки семей и родительства уже реализуются, и сейчас обществу необходимы долгосрочные инструменты, которые помогут создать благоприятную среду для рождения и воспитания детей. Агентство стратегических инициатив в 2020 году запустило проект «Карта жизненных ситуаций» – перечень обстоятельств, трудностей с которыми сталкивается семья на всех этапах своего жизненного цикла. Эти жизненные ситуаций влияют на уровень жизни семьи, поэтому для государства будут полезны следующие продукты этой Карты: платформа, которая позволяет производить сбор жизненных ситуаций, вырабатывать по ним решения для дальнейшей внедрения, формировать сервисы поддержки и их продвижение, а также обеспечивать контроль качества и доступность оказываемых услуг, достаточность реализуемых мер поддержки. Для семьи это готовые инструкции, сервисы, продукты и решения, и инструмент обратной связи оценки доступности и достаточности реализуемых мер поддержки. Михаил Истомин подчеркивает, что в планах создать рейтинг национальной социальной инициативы, с помощью которого будут оцениваться усилия регионов по созданию качественной среды для жизни, а в его методологии предполагается применение подхода «клиентского пути». Этот подход позволяет посмотреть на граждан, как на клиентов государства, которым органы власти оказывают услуги. Кроме этого, в ближайшее время состоится форум «Сильные идеи для нового времени», на который было подано более 2800 идей в социальной сфере, которые получили более 250 000 оценок. Генеральная тема, объединяющая эти идеи, это выстраивание человеко-центричной социальной политики. Ключевыми идеями также являются обеспечение индивидуального адресного подхода к поддержке семей, развитие специализированных сервисов сопровождения семей по принципу «одного окна», цифровизация и автоматизация принятия решения о поддержке семей со стороны государства и содействие занятости, борьбе с бедностью. Кроме этого, подчеркивает докладчик, не менее важна медико-социальная помощь как компенсация утраченных норм жизни. Поданные на форум идеи направлены на снятие ограничений, неправильных настроек существующей системы и построение идеальной, адаптивной модели, ориентированной на конкретного человека и его потребности, исключающий унижение достоинства и ущемление прав. Новый подход «от системы к человеку» должен стать основой нового стандарта качества оказания медицинских и социальных услуг. В декабре 2019 года была запущена цифровая платформа региональных практик устойчивого развития «Смартека». Площадка дает возможность добавлять апробированные решения социально-экономических проблем и обеспечивает открытый доступ к ним для других регионов.

С докладом «Значимость новаций для развития региональных систем помощи детям и семьям с детьми» выступила председатель Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области Татьяна Сукновалова, рассказав слушателям об использовании в регионе комплексов таргетированных мер поддержки, количественные показателях своей работы и успехах взаимодействия с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Дальнейшие выступления в Лаборатории были от спикеров, представляющих лидеров Реестра лучших практик помощи детям и семьям с детьми. Алевтина Головашкина, директор ГКУ Калужской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»», прочитала доклад на тему «Социальное сопровождение замещающих семей в первый год принятия ребенка в семью». Выступление Антонины Остроуховой, директора ГКУ «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №12» г. Ставрополя, на тему «Коррекция деструктивных форм поведенческих девиаций у воспитанников детских домов» было посвящено практике профилактики и коррекции депрессивных и суицидогенных состояний и эмоциональных срывов у воспитанников детских домов. Вниманию слушателей был также представлен доклад «Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который подготовила Ирина Сурина, директор Областного казенного учреждения «Центр сопровождения замещающих семей и граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Курская область). С темой «Эстафета наставников – Держим курс под флагом Добра» выступила Наталья Давыдова, директор НКО Благотворительный фонд «Под флагом добра», г. Москва. Доклад на тему «Доступная ранняя помощь детям с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семьями!» прочитала Светлана Гусева, председатель правления «Ассоциации детских психологов и специальных педагогов в помощь детям с особенностями развития «Содействие»», руководитель проектов, клинический психолог, детский и семейный психолог, к.т.н., Тульская область.

Посмотреть выступления спикеров полностью можно в видеозаписи конференции «Лаборатория социальных практик 2020», размещенной на youtube-канале Соцзащиты Курганской области и доступной по ссылке https://youtu.be/Bp958SzFEMM .

Завершило работу Лаборатории выступление к.с.н., доцента кафедры социальной медицины и социальной работы Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова Ксении Фальковской, на тему «Ключевые параметры оценки социальных практик для определения их в качестве лидерских». В нем она обратила внимание на общий подход к экспертизе и оценке практик и отметила «трудности» их определения как лидеров. Среди них – особенность статуса организаций – носителей практик, тип практик, тип ключевых задач, неоднозначность понимания термина «лучшая социальная практика». Формирование критериев оценки практик помощи детям и семьям с детьми с учетом их многофакторности включало в себя как разработку содержания каждого из критериев, так и систему «сильных» показателей: наличие развернутого описания кейсов; наличие подтвержденных исключительно положительных отзывов от благополучателей; разработанные методические материалы; разработанные и утвержденные регламенты; наличие системы мониторинга; наличие независимой оценки качества. Докладчик обратил внимание слушателей на разработку алгоритма самодиагностики (самообследования) эффективности практики и ее предварительное осуществление.

Выступления спикеров вызывали живое плодотворное обсуждение, методологическую рефлексию и формирование планов на будущую работу. В завершении видеоконференции Нина Шихина поблагодарила всех участников за их доклады, и отметила, что для интересной, содержательной и инновационной работы по внедрению, тиражированию лучших социальных практик с доказанной эффективностью, конечно, нужна политическая воля, системная работа, как на уровне региона, так и на уровне конкретных организаций, нужен самоконтроль, желание работать и творить. Работа по масштабному продвижению лучших практик, внедренных Фондом в регионах и организациях будет продолжена как силами, возможностями и ресурсами Фонда, так и ресурсами партнеров.

---

Отметим, что параллельно с виртуальными площадками на Форуме проходил конкурс на профессиональное признание лучших социальных практик помощи детям и семьям с детьми.

В целях оценки социальных достижений и профессионального признания представленных на Форуме лучших социальных практик помощи детям и семьям с детьми был сформирован Экспертный совет Форума. В его состав вошли представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, эксперты сферы поддержки семьи и детства.

Делегации субъектов Российской Федерации и делегации муниципальных образований, участвующие в работе форума как докладчики или слушатели на разных виртуальных площадках, представили на рассмотрение Экспертным советом по две наиболее значимые социальные практики по соответствующим номинациям Форума. Номинированные практики оценивались членами Экспертного совета Форума, в том числе с учетом представленности заявленных достижений в программе Форума — как на выставочных площадках, так и в мероприятиях деловой программы. Из числа номинированных практик Экспертный совет определил лучшие практики.

Номинация для делегаций субъектов Российской Федерации и номинации для делегаций муниципальных образований описаны в буклете Форума на 25-29 с. Результаты конкурса опубликованы и доступны здесь.

© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф