Назад к списку

Негативное влияние асоциального окружения ребенка: как объяснить, что он в «плохой компании»?

Вопрос: Здравствуйте! Моему сыну всегда трудно было находить общий язык с одноклассниками, с детских лет он был спокойным мальчиком, общался с одним-двумя ребятами. В старших классах он попал в компанию очень сомнительных молодых людей, часто гуляет до позднего вечера или даже ночи, иногда от него пахнет алкоголем, а на лице и руках нередко бывают синяки, как будто он дрался. На мои попытки поговорить, огрызается, грубит. Подскажите, как мне начать разговор и объяснить, что его поведение может привести к печальным последствиям?


Отвечает Коновалов Иван Александрович, сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Высшей школы экономики (Москва).

Ответ: Здравствуйте! Спасибо за Ваш вопрос! Отвечая на вопрос, в первую очередь хотелось бы рассказать про универсальные правила общения с ребенком, в особенности при серьезных разговорах на темы, которые Вас беспокоят. Необходимо спокойно, с позиции «на равных» провести разговор, следует избегать повышенного тона, упреков, угроз и манипуляций, даже в обезличенном формате, например, «Такое поведение – это дорога в тюрьму!», «Ты разбиваешь мне сердце!». Разговор можно начать с конкретных фактов и обозначения Вашего беспокойства, например, «В последнее время, я замечаю у тебя синяки на лице и руках, что наводит мена на мысль о том, что ты дерешься, также ты поздно возвращаешься домой и от тебя пахнет алкоголем, я очень сильно люблю тебя и переживаю, что с тобой может что-то случиться». Построение доверительных отношений с ребенком подразумевает, что родитель в первую очередь помощник, советчик, к которому можно обратиться в сложной, на взгляд ребенка или подростка, ситуации. Очень важно серьезно относиться к проблемам ребенка, даже если, на Ваш взгляд они незначительны, помните, у Вас гораздо больше жизненного опыта и «пустяковые» на Ваш взгляд ситуации могут быть очень значимыми для Ваших детей. Поэтому не следует обесценивать проблемы ребенка. Если в ответ на Ваши попытки начать разговор, ребенок молчит или отвлеченно говорит, что все будет хорошо и Вам не стоит волноваться, подметьте, что его ответ не успокаивает Вас и Вы бы хотели узнать в чем причина того, что он демонстрирует признаки поведения, вызывающие у Вас опасение. Если Вы смогли «завязать разговор», следует спокойно, в формате рассуждения рассказать, к чему могут привести последствия действий Вашего ребенка или общения с «плохой компанией». В данных рассуждениях лучше не напрямую высказывать аксиомы поведения, например, «в драке ты можешь серьезно травмироваться сам, а также травмировать другого человека, который может написать заявление в полицию, а это уголовное преступление», а подводить ребенка к правильным самостоятельным выводам, например, «как ты думаешь, что может произойти в драке?», «как будешь чувствовать себя ты и я, если с тобой случиться что-нибудь плохое?», «ты думаешь такое поведение оправдывает возможные тяжелые последствия?». Главное, выявить причину, почему Ваш сын находиться именно в этой компании, что его привлекает там. Если можно выявить причину, то можно предложить альтернативу, например, спортивную секцию и т.п. Для лучшего понимания причин, почему дети попадают в плохие компании, ознакомитесь с методическими материалами: «Негативное влияние асоциального окружения ребенка: как объяснить, что он в «плохой компании»?»

© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф