Назад к списку

Родители написали в родительском чате гневное письмо, обвиняя некоторых учеников в том, что именно они виноваты в падении успеваемости и других бедах их ребенка

 Вопрос: В ваших материалах неоднократно поднимается тематика школьного климата и важности работы с ним. Из класса, с которым я работаю как классный руководитель недавно один из детей перевелся в другую школу. Напоследок родители этого ученика написали в родительском чате очень гневное письмо, обвиняя некоторых учеников в том, что именно они виноваты в падении успеваемости и других бедах их ребенка. После этого многие дети из класса просто игнорируют этих учеников, а ряд родителей требуют их перевода в другой класс или школу. Что, как вы понимаете, незаконно. Подскажите, какая работа, на ваш взгляд, может быть проведена в этой ситуации? 



 Отвечает: Коновалов Иван Александрович, сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Высшей школы экономики (Москва).

 Ответ: Здравствуйте! Описанная Вами ситуация, безусловно, очень сложна и неоднозначна. Попробую привести свои соображения на сей счет. С одной стороны, перевод ребенка в другую школу иногда бывает крайне правильным решением, особенно в случае, если понимание образовательного процесса школой и родителями существенно отличается. Однако, при этом, это также и признание того факта, что стороны, ни семья ни школа, справиться с ситуацией не могут. С этой точки зрения, я бы рекомендовал Вам постараться проанализировать причины случившегося и попытаться выявить с одной стороны возможные точки роста (лично Вас, как классного руководителя), а с другой стороны, уточнить границы тех вещей, с которыми можете компетентно справиться Вы и Ваша школа. Несмотря на то, что в школьной практике необходимо уметь работать с очень разными детьми, понимание тех проблем и задач, с которыми Вам лично трудно справляться – очень важный момент. Иногда в работе крайне важно сказать прямо, что ни вы, ни школа не сможете справиться с какой-либо трудной ситуацией и семье необходимо обратиться за внешней помощью. Это один аспект проблемы. 

 Другой аспект – сложившаяся в классе ситуация после ухода ребенка. Эта ситуация требует немедленного вмешательства. С одной стороны, требуется немедленное прекращение начинающейся травли тех учеников, которых обвиняют в уходе ребенка из школы. Это потребует как бесед с классом, так и, на мой взгляд, проведения внеочередного родительского собрания. Родителям очень важно жать понять, что с одной стороны школа контролирует и работает над ситуацией в классе, а с другой стороны, что они несут ответственность, в первую очередь, за своего ребенка и не в праве вмешиваться в дела других. Работа с классом потребует ряда вмешательств по ситуации травли (подробнее об этом можно посмотреть здесь - https://xn--21-6kchdpdsbz0ajn1ar.xn--p1ai/mietodichieskiie_matierialy_shp/gramotnaia_rabota_s_uchienikami_stavshimi_svidietieliami_shkol_noi_travli ) и крайне вероятно, требуется работа по «переустановке» правил жизни школьного коллектива (подробнее об этом можно посмотреть здесь - https://xn--21-6kchdpdsbz0ajn1ar.xn--p1ai/mietodichieskiie_matierialy_shp/zagholovok_stat_i0). 

 Третий, но менее важный аспект описанной Вами ситуации – положение тех, учеников «из-за которых» ребенок ушел из школы. К сожалению, из Вашего сообщения невозможно однозначно понять специфику ситуации, в связи с этим могу сказать только следующее – ситуация требует тщательного анализа. «Гневное письмо родителей» - результат их личной неприязни или же общение сменившего школу ребенка с этими детьми каким-либо негативным образом влияло на него или всю их компанию? В этом случае, очень важно может быть, с одной стороны, оценить Ваше видение ситуации в классе, с другой стороны, инициировать разговоры с родителями всех учащихся, вовлеченных в ситуацию. Очень рекомендую Вам привлечь к этой работе как школьного, психолога, так и социального педагога. 

© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф