Назад к списку

Самооценка подростка: каков вклад родителей?

Вопрос: Мне кажется, что у моего ребенка (подросток 12 лет) заниженная самооценка. Могу ли я как родитель повлиять на нее? Как можно ее повысить?


Отвечает Новикова Мария Александровна , научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, системный семейный психотерапевт.

Ответ: Говоря о самооценке подростка в младшем подростковом возрасте, следует помнить, что в этом возрасте она особенно неустойчива, ситуативна и подвержена внешним воздействиям. Среди источников социальной поддержки, влияющих на самооценку подростка, выделяются родители, учителя, одноклассники и близкие друзья. При этом родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

Однако влияние родителей на самооценку подростков в этом возрастном периоде снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы. Родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя». Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».

Результаты исследований (Розенберг, Куперсмит, Бахман) показывают, что контроль и поддержка со стороны родителей, а также общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Другие исследования выявили, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями (например, когнитивно-эмоциональное принятие учителем подростка), значимы лишь для самооценки способностей.

В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности.

Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье. Различают два стиля общения – «симметричный» и «асимметричный», и они по-разному влияют на самооценку подростков.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.

Асимметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.

Отметим также, что формирование самоотношения подростка определяется не столько реальной родительской оценкой и отношением, сколько тем, как подросток субъективно отражает и переживает родительское отношение и свое место в семье, т. ё. ожидаемой оценкой.

Давайте сформулируем краткие выводы и рекомендации, которые помогут вам положительно повлиять на самооценку подростка:

1. Поддерживайте, выражайте заинтересованность, конструктивно и аккуратно критикуйте и мягко контролируйте своего ребенка;

2. Принимайте ребенка, каким он есть, поощряйте его устремления и хвалите, но никогда не переходите на личности, ведите речь только о поступках;

3. Не сравнивайте ребенка с другим ребенком, собой в детстве или со взрослым и не привязывайте замечания к половому признаку: «Будь аккуратной, ты же девочка!» или «Будь мужчиной, что ты как девочка» – аккуратным и сильным надо быть, потому что ты хороший человек, «мой любимый сын» и «я за тебя беспокоюсь»;

4. Проанализируйте стиль общения в вашей семье – если он асимметричен, подумайте, какие шаги нужно сделать, чтобы он стал симметричным;

5. Проанализируйте ваши требования и ожидания – действительно ли они соизмеримы с возможностями ребенка? Если нет, требуется их пересмотреть;

6. В этом возрасте для подростка важно, как он выглядит со стороны, помогите ему поддерживать опрятный внешний вид. Предложите подростку сходить в барбершоп или салон красоты, подобрать новую одежду, привести в порядок зубы и кожу. Обратите внимание на ваши запреты – окрашивание волос в яркие цвета, рваные джинсы или пирсинг – могут быть приемлемы, если являются для подростка особенно важными;

7. Обратите внимание, не является ли ребенок жертвой буллинга – низкая самооценка может являться результатом целенаправленной травли (см. наши материалы о буллинге – https://clck.ru/Mh49r );

8. Станьте примером для своего ребенка – развивайте свои таланты, занимайтесь хобби, усиление своих «любимых» сторон – это ваш шанс получить уверенного в себе ребенка;

9. Создайте возможности для новых знакомств: предложите подростку записаться в подростковые научные лаборатории, творческие кружки, спортивные секции, съездить в лагерь отдыха, совместное путешествие. Смена коллектива, особенно если с одноклассниками отношения складываются не очень удачно, может помочь ребенку по-новому раскрыться, получить новые оценки и представления о себе.


При подготовке ответа использованы материалы следующих авторов и изданий:

1. Реан А. А. (ред.). Психология подростка. Полное руководство. — М.; СПб., 2003, 2007.


© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф