Назад к списку

Как объяснить родителям наличие в курсе «Семьеведения» «щекотливых тем»?

Вопрос: Здравствуйте, я учитель старших классов в обычной школе. В учебно-методическом пособии «Семьеведение (Основы семейной жизни) для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений» я увидела тему про интимные отношения в паре, предназначенную для 11 класса. И хотя, как ее преподнести детям, написано методически понятно, все-таки я думаю о том, что дети будут рассказывать в семье о том, что мы обсуждали на уроках. Как объяснить родителям, предваряя такой интерес, наличие в курсе «Семьеведения» подобных «щекотливых тем»? Спасибо.


Отвечает Новикова Мария Александровна, научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, системный семейный психотерапевт.

Ответ: Здравствуйте. Давайте сначала разберемся, что же такое в действительности «щекотливые темы». Исторически сложилось, что в нашей стране половое просвещение подростков, не говоря о половом созревании, было жестко табуировано («в СССР секса нет»). Доходило даже до абсурда: на уроках биологии пропускались и отдавались на откуп ученикам целые главы, посвященные половой системе, размножению, беременности. Сегодня ситуация изменяется, но страхи и родителей, и учителей остаются всё теми же. Не вдаваясь в подробности и частные случаи, опасения родителей, которые пришли к Вам с таким вопросом, можно свести к следующим:

  1. Невозможность контролировать содержание и подачу того, что услышит ребенок;
  2. Такая информация может ребенка развратить, он станет сексуально распущенным, пустится во все тяжкие;
  3. Непонятна квалификация того, кто будет доносить до ребенка знания;
  4. Опасения за ребенка, связанные с его незнанием или точкой зрений, которые могут вызвать насмешки или буллинг со стороны одноклассников.

Эти страхи можно снять разными способами, рассмотрим их, перед тем как перейти к главному вопросу.

1.Прежде всего, сохраняйте самообладание и профессионализм. Родитель может иметь разный эмоциональный настрой, иметь вопрошающий, любопытствующий или агрессивный тон. Для начала, попытайтесь узнать, что за этим тоном стоит, какая потребность родителя и страх преобладают. Следует вести не монолог, а диалог, излагая аргументы, спрашивать мнение родителя по этим поводам.

2.Апеллирование к наличию научной психологически и педагогически, методически обоснованной учебной программе. Можно выбрать какого-нибудь эксперта и обращаться к его словам относительно сексуального образования. Это могут быть эксперты по детскому развитию, включая педиатров и возрастных психологов, психологи, социологи, криминалисты, а иногда даже медийные персоны, имеющие большой кредит доверия. Апелляция к «программе, утвержденной свыше», большому количеству профильной литературы (можно дать родителю список с рекомендованными книгами) также поможет убрать неизвестность и деперсонализировать человека, который рассказывает учебный материал. Если родитель не доверяет учителю, он будет с большим подозрением относиться к тому, что он говорит на уроках. Снятие с себя ответственности за содержание материала и утверждение о том, что «не я придумываю информацию» поможет Вам продемонстрировать родителю наличие большей объективности подаваемого материала, чем он думает. Справедливости ради, иногда стоит отметить, что авторитет учителя может сыгратьи противоположную роль – поскольку тема предназначена для 11-классников, можно использовать такие фразы, как: «Я давно работаю с нашими детьми, неужели Вы думаете, что я допущу, чтобы они получили вредную и недостоверную информацию?», «Я хорошо знаю наш класс, отношения между ребятами, достоинства и проблемы каждого. Зная все это, я очень взвешенно и индивидуализировано подхожу к тому, чтобы безболезненно донести до каждого основные идеи этой темы».

3.Ознакомление родителя с содержанием рассматриваемой темы. Чем меньше неизвестности, тем меньше домыслов, тревоги, слухов, то есть тем лучше. Родитель не увидит в плане урока ничего «криминального», но много полезного и актуального и градус его беспокойства снизится.

4.Подтверждение научности за счет обращения к статистическим данным. Иными словами, «цифры неумолимы, поэтому с проблемами надо что-то делать, в том числе – обучать наших детей». Это могут быть данные о количестве подростковых беременностей, абортов, возрасте согласия и вступления в половую жизнь, статистика по распространяемости ИППП.

5.Приведение в пример зарубежных развитых стран, имеющих успешный опыт внедрения в образовательные учреждения программы полового воспитания. Желательно приводить соответствующие цифры, такие примеры будут весомее. Например, Швейцария и Нидерланды – страны с самыми низкими показателями по подростковым беременностям и абортам – имеют многолетний опыт сексуального образования, начиная с детского сада.

6.Разбор кейсов и ситуаций, которые у всех на слуху. Здесь Вам помогут как истории из школы или района, так и региональные и федеральные новостные поводы СМИ. Приводя в пример громкие, но плачевные ситуации (например, истории про изнасилования или беременных подростков), вы покажете родителю важность проведения с детьми уроков, посвященных интимным отношениям. Кроме того, можно упомянуть, что в классе учатся разные дети, с разной степенью доверительных отношений с родителями, разным воспитанием, в которое иногда совсем не включаются вопросы интимных отношений.

7.Демонстрация заботы. Строго говоря, вопросы, рассматриваемые в «щекотливых темах» имеют высокое практическое значение для детей и прямым образом направлены на то, чтобы сделать их жизнь безопаснее, осознаннее, предупредить многие проблемы, проинформировать о рисках, снизить или предотвратить потенциальный вред. Акцентирование внимания на прикладном, практическом аспекте данных тем тоже вносит вклад в борьбу со страхами родителей.

8.Кто, если не мы? Нередко можно услышать расхожую фразу, фактически уже вошедшую в золотую копилку народной мудрости, что «дети могут рассказать о сексе родителям, больше, чем они сами детям». Действительно, нельзя недооценивать силу социальных сетей и интернета. Подростки, даже старшего возраста, все равно не до конца обладают критическим мышлением, поэтому роль «официального фильтра» может играть учитель – человек с большим жизненным опытом и специальным образованием.

9.Работа с мифами – о том, что подросткам эту информацию знать еще рано, и они не ведут сексуальную жизнь, а, следовательно, не могу подцепить какую-нибудь болезнь; что подростковые беременности «далеко»; что жертвы сексуальных преступлений – это не «наши» дети и др.

10.Наконец, если родитель не воспринял доводы сиюминутно, и требует, чтобы ребенку такие аспекты не рассказывались, согласитесь с ним, но предложите «переспать» с этими мыслями. Возможно, что, когда эмоции уляжутся, рациональное объяснение займет определенное место в его сознании. Если ситуация повторится, то предложите отдать тему ребенку на самоизучение, подготовив информационные материалы, которые родитель изучит сам перед тем, как дать их ребенку. Следует, однако, подчеркнуть, что обучение более эффективно, когда проходит в классе, поскольку разнообразие мнений позволяет посмотреть на разные ситуации со стороны, а их проговаривание лучше отложится в памяти. Поэтому родителю также важно общаться с ребенком по данной проблематике.

Теперь, когда Вы знаете, почему «у страха глаза велики», и можете работать с эмоциями родителей, ответим на главный вопрос «Как объяснить родителям, предваряя такой интерес, наличие в курсе «Семьеведения» подобных «щекотливых» тем?» – объяснить родителям наличие таких тем нужно через существование соответствующей потребности в просвещении, подтверждаемую прискорбной статистикой.

Стоит иметь в виду, что интерес родителей может проявиться как в индивидуальной беседе, так и в групповой, например, на родительском собрании. Здесь общий принцип ответа одинаков, разве что в беседе тет-а-тет можно более подробно обговорить личные страхи, ребенка родителя, привести в пример больше живых, близких примеров. Отметим, что индивидуальная беседа должна проходить без ребенка, чтобы его, если есть такой риск, не травмировать.


© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф