Назад к списку

Какая должна быть обстановка в классе при преподавании курса «Семьеведение»?

Вопрос: Здравствуйте, я социальный педагог и буду преподавать в школе детям данный образовательный курс. Подскажите, пожалуйста, при какой атмосфере в классе школьники будут лучше усваивать материал? 


Отвечает Новикова Мария Александровна, научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, системный семейный психотерапевт.

Ответ: Здравствуйте. По большей части в преподавании курса «Семьеведение» нет ничего сверхъестественного и отличного от преподавания других общеобразовательных гуманитарных дисциплин, хотя свои особенности, как и у каждого предмета, тоже есть. Общими характеристиками позитивной атмосферы являются благоприятный социально-психологический климат (чувство личной безопасности ребенка, отсутствие агрессии и унижения (в том числе неявного и со стороны учителя, подробнее про буллинг можно прочитать в наших методических пособиях), доверие между учениками в коллективе), эмоциональный комфорт, баланс между вовлеченностью и пассивным слушанием, а также отсутствие большой дистанции между учителем и учащимися при наличии адекватного уровня контроля дисциплины. Среди особенностей «Семьеведения» с точки зрения создания атмосферы на уроке является наличие чувствительных к восприятию подростками тем: например, на занятиях речь может идти о религиозных вопросах, интимных аспектах жизни пары, зачатии, беременности, рождении на свет ребенка. Преподнося детям материал и вовлекая их в обсуждение на эти темы, нужно следить за четкостью формулировок, не использовать эвфемизмы и юмор, побороть возможное собственное чувство стыда, наконец, предоставлять ученикам только актуальную и проверенную информацию (исключая слухи, домыслы и стереотипы), и тогда в классе сложится атмосфера комфортная для пребывания и эффективная для обучения.

Кроме того, для того чтобы успешно взаимодействовать с подростками, хороший учитель должен обладать:

•эмоциональной устойчивостью;

•эмоциональной зрелостью;

•коммуникативной компетентностью.

Данные характеристики позволяют создать в классе непринужденную и дружелюбные обстановку, которая будет мягко вовлекать подростков в образовательный процесс, формировать культуру взаимного уважения, доверия и открытости. Учителю стоит придерживаться демократического стиля руководства, видеть в каждом своем ученике личность, у которой могут быть страхи, стыд и неловкость от обсуждения тем, затрагивающих семейные отношения, особенно если в его семье они деструктивные или подросток воспринимает их такими. В связи с этим полезно будет стимулировать абстрагирование и фантазию детей, и ни в коем случае не обращаться к негативному опыту, приводя в пример семьи кого-то из учащихся класса или школы.

Старайтесь избегать формализма и канцеляризма, приводить много сухих цифр и работать строго по методичке, не учитывая локальные социальные контексты. Для подобных курсов характерно использование разных методик и технологий, интерактивная направленность обучения, возможны даже форматы внешкольных мероприятий – посещение экскурсий, музеев, театральных постановок и т. п. Следует полностью отказаться от директивной модели, предполагающей наличие домашних заданий без учета желания ученика: доклады, презентации и другие формы внеклассной работы лучше задавать «по желанию». Хорошо себя зарекомендовали и маленькие ритуалы, которые учитель придумывает совместно с учениками и выполняет на каждом уроке – это могут быть индивидуальные приветствия, парковка идей (формат обратной связи, при котором чертится квадрат и разделяется на 4 части – дети фиксируют, что понравилось, что нужно изменить, к чему остались вопросы и т.п., и каждый новый урок начинать с ответов на вопрос), язык жестов или даже празднования Дня семьи каждое последнее воскресенье четверти/триместра.

Здесь можно также отметить, что для подростков будет значимым аспектом то, что вы тоже состоите в браке, демонстрируете косвенным образом свою благополучную личную жизнь, а значит, можете обладать авторитетом в области позитивного семьеустройства.


При подготовке ответа использованы материалы следующих авторов и изданий:

1.Реан А. А. (ред.). Психология подростка. Полное руководство. — М.; СПб., 2003, 2007.

© 2017-2020 воспитание21век.рф. Все права защищены
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки воспитание21век.рф